?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

136372498214
История производства первых ковров в мире берет начало с окончанием периода жизни человечества в пещерах. В то время человек, подражая птицам, пытался плести из волокон мягких трав подстилки похожие на современные плетеные корзины для того, чтобы можно было лежать или сидеть на них. После того, как человек начал охотиться на животных и пользоваться шкурами и шерстью убитых им животных, подстилки стали мягче.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что начиная в пятом – четвертом тысячелетиях до н.э. были распространены маты-подстилки, называемые «Бурья», которые плели из тростника, произраставшего в районе Двуречья. Ткачество гелимов (вид ковров) до пятнадцатого века до н.э. достигло высшего этапа в своей эволюции. Нет достоверной информации о первых гелимах, так как влага и нашествия насекомых разрушали волокно для гелимов того времени. Однако на основе первичного материала, применявшегося для производства гелимов, то есть шерсти можно предположить, что первыми людьми, кто начал заниматься ковроткачеством были племена Средней Азии, проживавших в юртах или палатках, основным видом деятельности которых было скотоводство.
15492_1509921425931807_5205770371051838325_n

Гелимы или ковры с давних времен привлекают к себе внимание различных народов и народностей за счет своей практичности и красоты.
Самым старинным ковром, найденным археологами, является каличе (вид небольшого коврика), относящийся к Пазырыкским курганам, который называется «Пазырыкский каличе».
Этим ковриком накрывали лошадь, на каждом квадратном сантиметре этого коврика расположено 36 узелков. Учитывая рисунок этого коврика напоминающего оригинальный дизайн периода Ахеменидов, специалисты считают этот коврик иранским, они убеждены, что этот коврик соткан мидянами и парфянами. Цветовая гамма этого коврика состоит из красного, желтого, бледно зеленого и оранжевого цвета.
66

На этом коврике изображено крылатое живое существо и Персеполис, что подтверждает правильность мнение специалистов. Кроме того, специалисты уверены в том, что основанием для коврика с такими особенностями должна выступать  развитая культура и богатое искусство, а также век опыта и практики. Существует точка зрения, что столетиями до изготовления коврика, известного как «Пазырыкский каличе», слово «пазырык» было распространено на иранском нагорье и иранцы уже тогда овладели искусством ковроткачества. Слова историков подтверждают это предположение.
Греческий историк Ксенофонт в своей книге «Характер Кира» говорит: «Иранцы для того, чтобы их постели были мягкими, подкладывали снизу коврики». Китайский календарь «Суи му» называет шерстяные ковры эпохи Сасанидов товарами, которые импортировались в Китай. В персидской литературе древнего Ирана часто упоминается трон, называемый «Тагдис» и принадлежащий Хосро Парвизу – падишаху династии Сасанидов, на этом троне были расстелены четыре изумительных ковра, каждый из которых символизировал одно из четырех времен года. Известный ковер «Бохаристан», который попал в руки арабов во время арабского нашествия на Иран и был ими разделен на мелкие части, также является красноречивым образцом древности этого искусства в Иране. Волокно этого ковра было из золота и серебра, а цветы были сделаны из драгоценных камней.

10548235_1509921062598510_331619505152962815_o

В исламский период, после продолжительной остановки, искусство ковроткачества получило дальнейшее распространение. Автор книги «Хухудольалем» (что означает «Границы мира») в 812 году нашей эры указывает на искусство ковроткачества в Персии, через сто лет «Могадеси» указал на молитвенные коврики, распространенные на территории нагорья Гаэнат. В 1179 году н.э. Якут Хамуи сообщил о наличии ковроткачества в регионе иранского Азербайджана.
Ибн Баттута – арабский путешественник в 1304 – 1377 годах нашей эры говорил о ковре зеленого цвета, который расстелили перед ним во время посещения бахтиарской Изы. К сожалению, нашествия диких чужестранных племен иногда сдерживали развитие культуры и искусства Ирана, многие созданные многими поколениями произведения были разграблены и уничтожены. Из числа таких нашествий можно назвать дикое нашествие монголов, результатом которого явились массовые убийства местного населения и огромный ущерб, нанесенный Ирану, однако их потомки, то есть Тимуриды, учились у богатой культуры Ирана и оказывали уважение искусству. Так, в период правления Байсунгур-мирзы были созданы условия для процветания искусства в области каллиграфии и живописи. В этом историческом периоде развитие искусства достигло своего максимального взлета, развитие искусства стало базой для следующего исторического периода – периода эпохи династии Сефевидов, который по праву считается блестящим и исключительным периодом развития искусства в Иране. В музеях мира хранится большое количество красивых, изысканных иранских ковров, принадлежащих к периоду Сефевидов. Блестящим образцом является ковер, сотканный в Ардабиле и предназначавшийся для мавзолея Шейха Сафиуддина из династии Сефевидов, в настоящее время этот ковер хранится в музее Виктории в Англии.
2008_12_07__15_21_37_news
После правления династии Сефевидов и нападения афганцев наблюдалось падение этого вида искусства. Во время правления Надиршаха этот вид искусства также переживал сложные времена в своем развития, однако, в период правления династии Каджаров оказывалось большое содействие иранским мастерам ковроткачества, работавшим в Тебризе, Кашане, Кермане и особенно в Исфагане с целью подъема этого вида искусства. Эта политика привела к таким блестящим достижениям в мире, что персидские ковры по праву заняли лидирующие позиции на мировой арене, которые следом за нефтью являются самым большим источником валютных поступлений Ирана.

1606213_1509921015931848_2254676173423804582_o



1523590_1509921555931794_6287514638327748322_o


15855_1509921785931771_205534756073771772_n



1534852_1509921895931760_2015919717691202209_o

1546440_1509921475931802_3240110264280726972_n

10174927_1509921602598456_1924887706363083215_n

10309490_1509921972598419_5070673074355151146_n


10346459_1509921122598504_7889022310793126028_n




10336642_1509921509265132_4719580419964022326_n


10394814_1509921225931827_1905384715961242176_n

10479879_1509921095931840_8909515460660801203_o

10533547_1509921319265151_6077139425996368266_n


10547871_1509921275931822_3980131818065526818_o

10556995_1509922009265082_9069370103438821608_o

10620364_1509921409265142_4854758086344891337_o

1358926847_2657

8939527535bab9c8b7011398516636_10


20140715131303857

1471521579860191001748117521613018111392



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
Ольга Кухарева
Nov. 17th, 2014 12:56 pm (UTC)
Ковры Ирана - это потрясающее, очень древнее и волшебное искусство. Они настолько красивые, что то восхищение, которое испытываешь при внимательном их рассмотрении, очень трудно передать словами. Ковроткачество Ирана имеет очень древнюю историю, насчитывающую несколько тысяч лет. Искусство создания ковров объединяет Иран и Россию, в этом вопросе они очень близки, так как в России, в некоторых ее регионах (например, в Дегестане), также очень давно создают ковры. Интересен и тот факт, что самый древнейший в мире ковер, обнаруженный в 1949 году при раскопках Пятого Пазырыкского кургана на Алтае (республика Алтай) экспедицией Института Археологии АН СССР под руководством Сергея Ивановича Руденко (хранится в Государственном Эрмитаже), имеет средне- или переднеазиатское происхождение, скорее всего персидское. Что подтверждает мысль о том, что уже в древние времена алтайских скифов и древних персов связывало очень многое.
Будимир Морзянкин
Nov. 20th, 2014 08:13 pm (UTC)
Спасибо, Оля, за интересное и важное дополнение.
С уважением
( 2 comments — Leave a comment )