?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

faپارچه-قلمکار-1Одним из самых известных видов ремесленной промышленности и самым распространенным подарком, привозимым из Исфагана, является каламкар, то есть ткань, рисунок которой набивается исфаганскими мастерами с помощью деревянных штампов. Этот род деятельности (называемый как каламкари) давно распространен у жителей различных городов Ирана и, особенно, у жителей Исфагана. Сегодня каламкар (ткань с набивным рисунком) является одним из самых распространенных продуктов, занимающим особое место у зарубежных туристов, приезжающих в Иран.



Нанесенные на белых тканях узорчатые орнаменты, красные и синие бутоны цветов, стихи на арабском и персидском языках являются самыми древними традиционными видами рисунков в этом иранском ремесленном промысле. На базаре Исфагана еще наблюдается большой спрос на занавески, напольные скатерти, настольные скатерти, покрывала на кровати и на многие другие виды ткани с набивным рисунком. Нанесение набивного рисунка в мире насчитывает длительную историю. Самая старинная найденная ткань с набивным рисунком относится к четвертому веку до нашей эры. Эта ткань была обнаружена в могиле семи братьев скифов. Другой образец того же периода был найден на кладбище в Египте. Самыми старинными найденными штампами являются каменные штампы, которые были найдены при раскопках в районе города Нишапур.
   


abae0970-f388-4ada-9874-f8964f3df9c5Решт, Кашан, Шираз, Исфаган, Семнан, Боруджерд, Хамадан и Наджаф Абад – это важные иранские города, в которых производили ткань с набивным рисунком (каламкар). Из-за дешевизны каламкаров по сравнению с бархатом, атласом и порчей с золотыми нитями этот вид искусства пользовался большим успехом в одиннадцатом и двенадцатом веках по календарю Хиджры. В настоящее время Исфаган находится в числе самых важных центров по производству ткани с набивным рисунком в Иране.
История превращения нанесения на ткань набивных рисунков в Иране в отдельный вид ремесла относится к периоду до монгольского нашествия; однако максимальное распространение среди иранцев данного вида ремесла относится к периоду династии Севевидов, то есть к периоду около 500 лет тому назад. После того, как город Исфаган был выбран столицей Сефевидов, к этому городу со всех уголков Ирана устремились взгляды мастеров искусств и промышленников, которые начали в этом городе производить и продавать различную продукцию. Одним из таких видов искусств, которое получило распространение в Исфагане, было производство ткани с набивным рисунком. В этом искусстве использовались особые штампы, каждый штамп имел свой особый красивый и приятный рисунок.
IMG07450757Данный вид искусства достиг своего максимального развития в период правления династии Сефевидов. В этом историческом периоде большую часть мужской и женской одежды шили из ткани с набивным рисунком. Эта ткань пользовалась большой известностью. Набивные рисунки вначале состояли из традиционного иранского орнамента, которые переносили на штампы из миниатюр, например узорчатые орнаменты, цветы. Однако в конце периода династии Каджаров в живописи того времени произошли изменения. Некоторые считали, что народные рисунки и орнаменты, распространенные в то время, необходимо перенести на ткань с помощью набивных рисунков и вместо использования традиционного орнамента использовать рисунки на религиозные темы или на тему народного эпоса того времени. Таким образом, ткань каламкар была приспособлена для использования в кофейнях. Наряду с этими тканями мастерами набивки рисунков на ткани создавались ткани с рисунками на религиозные темы. Появились ткани с рисунками на тему войн, саги о имамах, особенно эпических героев - мучеников, такие ткани вывешивали в качестве украшений в мечетях и помещениях для проведения религиозных шиитских обрядов, такие помещения называются «Хоссейнийе». Исфаганская ткань с набивным рисунком пользовалась большим спросом и в других городах. Такие большие и важные города, как город Рей, Язд, Кашан, Сирджан и Керман закупали из Исфагана не только ткани с рисунками на религиозные темы и с рисунками, использовавшимися в кофейнях, но и закупали ткань, выполненную в виде: подстилки для совершения молитв, напольных скатертей, настольных скатертей, полотенец, а также одежду, сшитую из такой ткани. С победой исламской революции и созданием новых видов искусств в таких учебных заведениях, как университет Фараби, традиционные мастера этого искусства стали вновь востребованными, были использованы их опыт и навыки. Среди известных исфаганских мастеров создания ткани с набивным рисунком можно назвать покойных Пурсанаи, Гияхи и Атриян, работы которых демонстрировались широким массам населения на многочисленных выставках.
Изготовление ткани с набивным рисунком


ghalamkarСамым важным и ответственным этапом изготовления ткани с набивным рисунком является изготовление штампа из древесины груши. Мастер, изготовляющий штамп, сначала наносит рисунок на деревянную поверхность и после этого начинает гравировку рисунка.
1629734Для изготовления штампов больших размеров используют несколько деревянных заготовок, которые склеивают друг к другу, а затем выполняют гравировку рисунка. Обычно для каждого рисунка изготавливают от двух до четырех штампов. Каждый штамм относится с определенной части рисунка. Все штампы одного целого рисунка называют цепочкой.
В последние годы ткань с набивным рисунком использовалась для пошива рубашек и платьев для отдыха, для изготовления ручных сумочек и покрывал.





5 IMG07450707

IMG07450872    IMG07450983
14   113993_383
113996_276   13920610200103530_PhotoL
gh_804

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
lakian
Sep. 17th, 2014 02:01 pm (UTC)
А что означает этот орнамент?
Будимир Морзянкин
Sep. 17th, 2014 02:07 pm (UTC)
Чаще зимою, когда за окном снег и холодно, мы накрываем стол такой красивой скатертью. Ставим на стол орехи, сухофрукты, мед и чай. Жена соответственно одевается. И мы вспоминаем теплый, добрый и красивый Иран: Великолепный Исфахан и Персидскую Сказку - Язд...

Yulia Sharifi
Sep. 19th, 2014 06:07 am (UTC)
Красиво!!!
( 3 comments — Leave a comment )