?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1001856Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Иран в России информационно-аналитическому сайту «Табнак».

23.05.2014

Мехди Санаи является одним из первых послов, назначенных правительством Роухани. Возможно, по причине важного значения, которое играет для Ирана его северный сосед, Мехди Санаи был выбран в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Иран в России. Некоторое время тому назад до своего назначения Мехди Санаи был депутатом Меджлиса в качестве избранного представителя Нахаванда, после изменений в Министерстве иностранных дел он принял новую возложенную на него ответственность и начал ее исполнять в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла. Корреспонденты и аналитики, работающие в области внешней политики, хорошо знают, что доцент тегеранского университета является самым информированным человеком по вопросам регионов Кавказа и Балкан. Таким образом, данный выбор правительства Роухани преследовал цели, которые, как кажется, достигаются спокойно. Возможно, можно сказать, что самой стратегической частью одиннадцатого правительства является его дипломатический аппарат, который спокойно преодолевает узкие места в экономике и нефтяном секторе. С уверенностью можно отметить, что значение послов в развязывании узлов санкций является очень важным. Так как Посол Ирана в Москве убежден, что «… переговоры по составлению одного экономического соглашения проводятся с целью всестороннего расширения отношений двух стран, сотрудничество в области энергетики и обмена энергоресурсами является частью этого соглашения». Ниже представлено подробное интервью Мехди Санаи, данное корреспонденту Арману:


Учитывая тот факт, что после того, как одиннадцатое правительство приступило к работе, и Вы были среди первых послов, назначенных правительством, до какого уровня поднялись отношения Ирана и России в этом правительстве?

Как неоднократно указывал Президент Ирана господин Роухани, правительство благоразумия и надежды выступает за позитивное и положительное взаимодействие со всеми странами, и в этой связи соседние страны и страны региона имеют приоритетное значение. Между тем, Россия из тех стран, с которыми Иран имеет опыт исторического взаимодействия в различных сферах. Сейчас также существуют взаимные интересы с этой страной в различных областях экономики и политики, а также в различных географических районах, включая Центральную Азию, Южный Кавказ и Каспий. Важным является то, что региональная безопасность Исламской Республики Иран и России, учитывая географический фактор и соседство двух стран, тесно связана друг с другом, поэтому укрепление стабильности и спокойствия в этом регионе, а также в чувствительном регионе Ближнего Востока  находится в центре внимания двух стран.

Были ли эффективными угрозы и ограничения со стороны запада?

Ход событий в отношениях Тегерана и Москвы в постсоветский период свидетельствует о том, что несмотря на проблемы, такие как давление запада, в этих отношениях сохранена относительная стабильность, и Стороны в сегодняшних условиях неоднократно подчеркивали необходимость укрепления отношений. Учитывая примерно одинаковое толкование Ираном и Россией событий, произошедших на региональном и международном уровнях, и особенно в нынешних условиях, Стороны преодолевают различные этапы в своих отношениях, ожидается, что мы станем свидетелями развития двухстороннего, регионального и международного сотрудничества, особенно в области технико-экономического обмена. Вместе с тем, настрой господина Путина на оказание сопротивления экспансии запада с одной стороны, и действия господина Роухани в области внешней политики и его настрой на положительное взаимодействие с различными сильными государствами с другой стороны, создают благоприятное мнение для развития отношений.  Разумеется, в результате усилий Сторон данное благоприятное совместное мнение должно превратиться в практические результаты. Многочисленные контакты и консультации между российскими и иранскими должностными лицами на протяжении последних месяцев и недель, соглашения, достигнутые Сторонами в области максимального повышения уровня отношений свидетельствуют о решимости Сторон достичь практические результаты. В ближайшем будущем мы станем свидетелями заметного увеличения объема обмена и повышения отношений двух стран. Хоть и нельзя скрыть некоторые проблемы в отношениях Тегерана и Москвы, однако вопросы углубления и развития отношений с Россией в политической, технико-экономической и культурной сферах находятся в повестке работы внешней политики одиннадцатого правительства. Реализуя взаимные соглашения, и, занимаясь поиском новых сфер сотрудничества, мы можем стать свидетелями большего укрепления отношений в двухсторонней, региональной и международной областях.

По причине исторических вопросов русские не имеют хорошего бэкграунда у иранцев. Иногда среди народа появляется негативная оценка их действий. Что предпринимается посольствами по ту сторону границы для улучшения таких взглядов. В отличие от народа правительства Ирана в основном имело хорошие отношения с российским государством на протяжении последних ста лет. Почему правительства в Иране доверяют шагам российского государства?

Чувствительность истории в отношениях Ирана и России имеет место, это связано с войнами между двумя странами, навязывание некоторых договоров, отторжение некоторых земель и оккупация Ирана во время мировых войн не могут остаться незамеченными. Однако, необходимо обратить внимание, что с распадом Советского Союза политика и власть в России изменились, в этой стране установлена разнообразная структура, так нынешним политикам в Кремле нет необходимости одобрять некоторые исторические события в этой стране. Новые условия требуют, чтобы Стороны сконцентрировали свое внимание на общих очевидных точках и для обеспечения взаимных интересов выработали новые пути на основе существующих реалий. Отношения двух стран должны смотреть в будущее, а не в прошлое. С этой точки зрения, историческая напряженность не может быть хорошей опорой для отношений в нынешних условиях. Поэтому, учитывая угрозы и возможности, с которыми сейчас столкнулись и Тегеран и Москва, а также учитывая проявление разнообразных факторов, которые ускоренно меняют региональные и международные условия, логика политики диктует, чтобы Стороны, акцентируя свое внимание на общих точках, использовали потенциал друг друга с целью обеспечения взаимных интересов. Несмотря на то, что внутри Ирана критикуют развитие отношений с Россией, и в России также среди некоторых прозападных деятелей есть сомнения относительно выгоды от развития отношений с Тегераном, однако, как было указано выше, с принятием одного синергетического решения можно использовать различные потенциалы России в области политики, экономики и безопасности для обеспечения интересов нашей страны.

В принципе, закрытие глаз на многие возможности, которые Россия может предоставить Ирану для внутреннего развития, стабильности и региональной безопасности, не представляется логичным шагом. В связи с этим, Посольство и дипломатический аппарат Ирана, согласно своим естественным обязанностям, принимают максимальные усилия с тем, чтобы, ознакомившись с этими возможностями, проанализировать и оценить их на предмет существующих реалий и подготовить необходимые условия для развития и обеспечения национальных интересов в отношениях с Москвой. Два президента Ирана и России в прошлые месяцы отмечали, что в отношениях двух стран началась новая глава и новая эпоха. На дипломатическом фронте мы будем стараться быстро действовать в направлении этого общественного мировоззрения и руководствоваться объективными условиями. Оценивая принимаемые меры, я вижу хорошие цели в этой связи. С другой стороны, эксперты и групповые средства массовой информации нашей страны также, предоставляя специализированные анализы и теории, могут оказать эффективную помощь в этой связи и содействовать в укреплении объективности в отношении Тегерана и Москвы, особенно в противостоянии психологической войне, развязанной западом в ущерб этим отношениям.

Насколько является важной роль России в достижении результативного соглашения по атомной программе Ирана и группы 5+1?

Как было отмечено выше, в Тегеране и в Москве существует относительно одинаковая оценка по региональным и международным вопросам, особенно относительно политики экспансии запада. Россия в различные периода показала, что реальность свидетельствует о том, что нынешнее давление на Иран и его атомную программу является частью стратегии запада с целью вовлечения Тегерана в свои цели на Ближнем Востоке. Именно это создало необходимые условия для сближения позиций Ирана и России на переговорах по атомной программе, включая переговоры Ирана с группой 5+1. Россия на протяжении прошлых лет последовательно настаивала на праве Ирана в мирном использовании атомной энергии. Хоть Москва иногда и шла в русле давления санкциями, однако, оценивая, в общем, ее участие в переговорах по атомной теме, нельзя отрицать тот факт, что ее участие было эффективным в ослаблении и/или задержке в применении некоторых видов давления. Таким образом, в процессе переговоров, включая достижение всеобщего соглашения по атомной программе, Исламская Республика Иран руководствуется контактами и двухсторонними консультациями с Россией, а также и Китаем с тем, чтобы используя потенциалы этих стран, гарантировать максимальный учет национальных интересов Ирана. С другой стороны, учитывая международные условия и основываясь на общей с Ираном позиции, особенно несогласии с вмешательством запада в региональные дела, и Россия также выступала за обмен мнениями с Тегераном по важным и основным вопросам. Так как Москва знает, что Иран является одной из основных опор для безопасности и стабильности в регионе. Поэтому, эффективная роль Ирана в установлении безопасности на Ближнем Востоке, Центральной Азии, Южном Кавказе, каспийском регионе считается для России крайне важной. Учитывая это и принимая во внимание то, что прогресс мирном решении атомной программы помогает России в установлении стабильности и безопасности в близлежащих регионах, Москва, как и прежде, сохраняя свою независимую позицию в этом вопросе, настаивает на официальном признании права Ирана на мирное использование атомной энергии и решении всех противоречий в этой связи исключительно дипломатическими мерами. Москва неоднократно ясно и четко отвергала другие сценарии, предусматривавшие еще большее давление санкциями и вооруженные действия против Ирана. На самом деле мы видим, что в связи с предстоящим открытием пространства для мирного решения противоречий по атомной программе Ирана Москва также поддержала этот процесс, провела консультации, включая переговоры экспертов с целью эффективного завершения этого процесса.

Не оказывает ли влияние кризис на Украине?

Нельзя отрицать, что прямое и косвенное вмешательство запада в недавние события на Украине, еще больше открыло глаза Москве на агрессивный экспансионизм запада и его геополитические замыслы против России. Поэтому, стоит ожидать сближения России со странами, которые противостоят экспансии запада, включая Иран. Однако необходимо учесть, что Москва относительно своих прагматичных действий обладает возможностью разделить вопросы с Западом в сферах противостояния и компромиссов. Поэтому, не стоит преувеличивать, что события на Украине еще больше сблизят Москву и Тегеран. Иран может, используя искусство дипломатии, использовать возникшую ситуацию для укрепления своих интересов. Конечно, в этой связи необходимо быть реалистом и учитывать, что правительство благоразумия и надежды реально действует на международной арене, и будет развивать отношения с Россией, включая вопрос атомной программы на основе реалий и месту этой страны, предусмотренному внешней политикой нашей страны.

Могут ли оказать влияние на переговорный процесс по атомной программе запутывание конфликтов на Украине и спор между западом и Россией?

С тех пор, когда украинский вопрос стал во главе приоритетов во внешней политике России, что обусловлено фактором соседства и прямого влияния кризиса на интересы и национальную безопасность России, естественно, основная часть деятельности правительства была прикована к регулированию масштаба кризиса. Как было указано выше, помимо напряжения с западом Россия, по прежнему сохранила свой прагматический подход  на международной сцене, и имеет способность разделить с западом сферы противостояния и взаимодействия. Поэтому, мы видим, что эта страна продолжила проводить свою принципиальную позицию на переговорах по атомной программе в целях урегулирования оставшихся противоречий по атомной программе нашей страны и не заняла отрицательную позицию в этой связи. Заявления руководителя Министерства иностранных дел России на переговорах по атомной программе означают то, что в настоящий момент вопрос Крыма имеет большее значение во внешней политике России. На деле мы также видим, что представители России, как и в предыдущие периоды переговоров, участвуют в переговорном процессе серьезным образом, прилагая при этом особые усилия. Не наблюдается «практических» изменений в их позиции и подходах. Иран и Россия приобрели хороший опыт в области двухстороннего и регионального сотрудничества, две страны играют большую роль во внешней политике друг друга, чем раньше.

Правительство Обамы раньше выступало против переговоров Ирана и России относительно нефтяного клирингового договора на нефть и товары на сумму 20 миллиардов долларов, согласно этому договору, в Россию будет экспортироваться 500 тысяч баррелей иранской нефти в счет товаров. Вы владеете информацией об этом договоре? Пожалуйста, прокомментируйте вопрос о торгово-экономическом сотрудничестве Ирана.

Сначала необходимо обратить внимание на тот факт, что, несмотря на большие экономические возможности в отношениях Ирана и России, уровень экономических отношений Сторон был и остается незначительным по сравнению с политическим взаимодействием Сторон. Хоть в анализах по Ирану и России в сфере энергии эти две страны больше упоминаются как конкуренты, чем партнеры, однако, учитывая большие возможности двух стран в этой области, можно смотреть на данную сферу как на хорошую основу для повышения уровня сотрудничества и обеспечения взаимных интересов. Любого рода интерпретация выражения нефть против товаров представляется не правильной, и такие переговоры не ведутся. Необходимо обратить внимание, что Стороны, как два игрока, оказывающие влияние на мировые рынки энергоносителей, намного шире, чем проект о вопросе клиринга товаров и нефти, акцентировали внимание на необходимости укрепления сотрудничества в этой области и договорились расширять уровень взаимодействия в этой сфере. Господин доктор Роухани также недавно в своем телевизионном интервью ясно и понятно заявил, что в области экономических и политических отношений с Россией мы достигнем очень хороших результатов. Учитывая благоприятную атмосферу в отношениях Тегерана и Москвы, созданы хорошие условия для развития экономического взаимодействия между Сторонами, включая и энергоресурсы. Российская сторона также разработала планы относительно укрепления своего присутствия на международном и региональном рынках. Поэтому, сотрудничество с Ираном в области энергоресурсов также является частью этих планов, от такого сотрудничества, разумеется, выиграют обе Стороны. В общем, логика экономики диктует использовать возможности, имеющиеся в этой области, с целью получения взаимной выгоды. То, что сейчас происходит – это ведутся переговоры по составлению одного экономического соглашения для развития двухсторонних отношений двух стран, сотрудничество в области энергоресурсов и их обмена является частью этого соглашения. Я глубоко уверен, что энергоресурсы могут стать движущей силой, мотором в отношениях дух стран. Это сотрудничество охватывает широкие сферы, такие как: железная дорога, энергетика, атомная энергия, различные проекты в области промышленности, рудников, сельского хозяйства, дорожного строительства, метро, сотрудничество в области космоса, науки и технологий, а также включает товарообмен, экспорт и импорт между двумя странами.

Можете раскрыть подробности Соглашения между Ираном и Россией в области энергоносителей?

Эти переговоры будут иметь хорошие результаты для двух стран, и это будет в рамках национальных интересов нашей страны. Необходимо отметить, что недавно несколько российских компаний заявили о своей готовности участвовать в энергетических проектах Ирана. Представители некоторых компаний, включая Лукойл и Газпром, нанесли визит в Иран, часть их переговоров относилась к возобновлению предыдущих проектов, о новых проектах они заявят на предстоящих переговорах. Следует отметить, что переговоры и консультации проводились на высоком уровне и на уровне высших руководителей. В настоящее время ведутся переговоры на предмет комплекса экономического сотрудничества в рамках меморандума о сотрудничестве.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
ob5
Jun. 12th, 2014 10:48 am (UTC)
Братья,хочу пожелать Вам всяческих успехов, и процветания Вашей стране.
( 1 comment — Leave a comment )