?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

useuru[1]С недавнего времени вопрос о санкциях США и Евросоюза в отношении России превратился в тему для обсуждения в средствах массовой информации. Поэтому в сегодняшнем посте будет рассмотрена эта важная тема и предложены выводы и анализ сложившейся ситуации. При рассмотрении влияния на Россию возможных санкций, прежде всего, следует перечислить имеющиеся виды санкций и затем проанализировать экономические возможности России в деле противостояния этим мерам, а также степень ущерба, который может быть нанесен противоборствующим сторонам в ходе их применения. Обсуждения, хотя и не столь подробные, этой темы свидетельствуют о ее сложности. В сжатом виде, все возможные санкции Евросоюза против России можно разделить на четыре группы: торговые, энергетические, связанные с инвестициями и экспортом технологий и санкции в области предоставления банковских кредитов.Торговые санкции

Данные санкции применяются в двух формах: в виде полного бойкота или в виде ограниченных и целенаправленных акций. Полный торговый бойкот является вариантом, вероятность возникновения которого представляется весьма низкой. Причину этого можно объяснить следующим образом: Объем внешней торговли России равняется приблизително 850 миллиардам долларов, тогда как внешнеторговый оборот Евросоюза составляет 3500 миллиардов долларов, что свидетельствует о большей по сравнению с Россией торгово-экономической мощи Евросоюза. В высоком объеме торгового оборота Евросоюза Россия с приходящимися на ее долю 10 процентами считается третьим торговым партнером Евросоюза (для сведения: на первом месте находятся США с 61% и Китай с 14%), тогда как Евросоюз в 2013 году занимал первое место в списке торговых партнеров России. Стоит отметить, что по официальной статистике, представленной российской таможней, объем товарооборота России с Евросоюзом в прошлом году составил 417 миллиардов 500 миллионов долларов, из которых размер российского экспорта в Европу равнялся 283 миллиардам долларов, а размер импорта России из стран Евросоюза достигал 134 миллиардов долларов. В числе прочих торговых партнеров России после Евросоюза в 2013 году можно назвать по порядку страны СНГ, Китай, Турцию, Японию, США, Южную Корею и т.д. Таким образом, принимая во внимание международную экономическую ситуацию и экономический кризис в Европе и учитывая занимаемое Россией место третьего торгового партнера Евросоюза, трудно предположить вероятность полного торгового бойкота России, поскольку в случае применения подобных санкций Евросоюз также испытает на себе неблагоприятные последствия. И потому в краткосрочной и среднесрочной перспективе Евросоюз не сможет поставить подобные санкции на повестку дня.

В отношении ограниченных и целенаправленных санкций также следует сказать, что в настоящее время половина экспортной продукции Евросоюза, включая автомобили и машинное оборудование, направляется в Россию. (Далее следуют потребительские товары – 22%, нефтехимическая продукция – 16%, сырье – 1% и прочие товары – 11%). Известно, что Россия является вторым по величине автомобильным рынком мира, и с учетом экономического положения в Европе санкции в отношении этой продукции нанесут вред собственникам европейской автомобильной промышленности, поскольку они потеряют один из своих крупнейших рынков.

Энергетические санкции

В настоящее время 76 процентов импорта Евросоюза из России составляют энергоносители, включая нефть и газ. На импорт потребительских товаров приходится 6 процентов, 3 процента на химические материалы, 2 процента – на импорт сырья, 1 процент – на машинное оборудование и 12 процентов на другие позиции. Между тем, статистика свидетельствует, что государства-члены Евросоюза находятся в сильной зависимости от импорта энергоносителей из стран, находящихся за пределами этого региона. Общий объем потребления нефти и газа в энергетической корзине стран Евросоюза превышает 60 процентов (или 620 миллиардов долларов), при том, что значительная часть энергетических потребностей Европы обеспечивается за счет российского импорта. Большая часть нефти восточноевропейских стран и Германии поставляется по российским трубопроводам, и технические режимы европейских нефтеочистительных заводов соответствуют характеристикам нефти марки Urals. В случае если страны Евросоюза наложат санкции на покупку российской нефти, им, прежде всего, придется потратить громадные суммы на внесение технических изменений в системы своих нефтеперерабатывающих предприятий, что, разумеется, не принесет им никакой экономии. Очевидно, что на этом проблемы не заканчиваются. Введение санкций на российскую нефть также приведет к тяжелым последствиям для мировых рынков, поскольку Россия всегда находилась в числе передовых нефтяных экспортеров и, ежедневно производя более 10,5 миллионов баррелей нефти, завоевала себе место в первых рядах. Последствия нефтяных санкций против России, помимо самой России, распространятся на экономику и промышленность западных государств, так как остальные страны-экспортеры нефти будут не в состоянии восполнить вакуум, который возникнет из-за введения санкций против российской нефти. В результате Россия с большой долей вероятности заинтересуется восточными рынками и, возможно, присвоит себе часть восточного рынка, особенно китайского. Однако же газовые санкции чреваты еще более тяжкими последствиями для Евросоюза, чем санкции нефтяные, поскольку зависимость европейских государств от российского газа еще более велика, чем нефтяная. 18 стран Евросоюза импортируют газ из России. Некоторых из этих стран на сто или на восемьдесят процентов зависят от поставок российского газа. В условиях, когда европейские страны борются с экономическим кризисом, их экономики не вынесут давления, связанного с изменениями в объемах и ценах на энергоносители. Кроме того, такие проблемы, как расстояния и дальность пути и отсутствие возможностей для транспортировки, несмотря на весь потенциал, имеющийся у прочих стран-производителей, еще более осложняют ситуацию для европейцев. В этой связи, европейские страны, разрабатывая свою энергетическую стратегию, давно думают о том, каким образом снизить энергетическое значение России. Из 11 пунктов энергетической стратегии Европы 4 пункта непосредственно посвящены энергетическому сотрудничеству с Россией. В число мероприятий этой программы входит осуществление политики диверсификации источников энергии (проект трубопровода «Набукко», закупок американского сланцевого газа и т.д.), эффективная реализация Третьего энергетического пакета (программы оказания давления на Газпром с целью пересмотра договоров о продаже газа европейским странам и инспекций трубопроводов, навязываемых офисом Газпрома), упорная констатация повышенного внимания к сланцевым нефти и газу, а также создание общей системы энергопоставок и установление связи между всеми газовыми и электрическими сетями государств-членов Евросоюза. Для создания альтернативы российскому газу страны Евросоюза думают о нескольких потенциальных источниках. Идея использования сланцевого газа, которая пока еще не доведена европейскими странами до стадии торговой эксплуатации, навела европейцев на мысль о том, что они могли бы ввозить американский сланцевый газ в сжиженном виде (LNG) или в виде пропан-бутановой смеси (LPG). Мероприятия в этом направлении были осуществлены, однако идея до сих пор не доведена до стадии эксплуатации и представляется, что до 2015 года это положение не изменится. Производство газа можно организовать в регионе Восточного Средиземноморья (в водах оккупированной Палестины), что потребует капиталовложений, периода от 2 до 5 лет от начала инвестиций до этапа эксплуатации и помощи Ирана, который должен вложить свои инвестиции в производство и поставку газа. Политический взгляд официальных лиц Евросоюза на экономические вопросы является причиной того, что газовые ресурсы Ирана не используются оптимальным образом.

Разумеется, нельзя не упомянуть о том, что тема энергетических санкций весьма волнует также и Россию. В настоящее время российская экономика в большой степени зависит от доходов, получаемых от продажи нефти и газа, и любая прореха в этом деле ввергнет слабую экономику России в неразрешимые проблемы. Согласно опубликованной статистике, ежегодно в Европу экспортируется 130 миллиардов кубометров российского газа (то есть три четверти всего российского газового экспорта), и нефтегазовые доходы составляют более 60 процентов от всего объема доходов российского государства. Сегодня, с учетом снижения темпов экономического роста России и оттока капитала из этой страны (в размере более 50 миллиардов долларов в течение трех прошлых месяцев), в случае если правительство лишится этого источника доходов, по экономике России будет нанесен невосполнимый удар. Кроме того, Россия осуществляет поставки своего газа в Европу по трем трубопроводам (Северный поток, Южный поток и Голубой поток), в строительство которых были вложены колоссальные средства. Собственники и инвесторы этих трубопроводов не могут допустить того, чтобы эти сооружения простаивали. Следует отметить, что проблема снижения потребления газа членами Евросоюза, которая в конечном итоге приведет к снижению импорта из России, является темой, требующей модернизации промышленности европейских стран, особенно восточноевропейских, а также огромных капиталовложений, что чревато конфликтами. Несмотря на то, что в области инвестиций в новые и возобновляемые источники энергии, а также в ядерную энергетику достигнут некоторый прогресс, однако и в этой области среди членов Евросоюза наблюдается неравномерность развития. Возобновляемые источники энергии получили распространение только в Скандинавских странах и в Дании, где им уделяется особое внимание, а ядерная энергия из-за событий на АЭС Фукусима находится под пристальным наблюдением защитников окружающей среды. Таким образом, с учетом всех перечисленных обстоятельств, энергетические санкции будут иметь негативные последствия как для стран Евросоюза, так и для России.

Санкции в области инвестиций и технологий:

В настоящее время тема модернизации российской промышленности с использованием западных технологий и инвестиций является одним из вопросов, которые стоят в повестке дня правительства России. В этой области предприняты некоторые усилия и, разумеется, достигнуты некоторые результаты, в том числе привлечение иностранных компаний к разработке пассажирского самолета Сухой Суперджет-100, производство автомобилей европейского класса компанией «АвтоВАЗ», сотрудничество компаний Роснефть и ЭксонМобил в добыче нефти на больших глубинах и т.д. В этих обстоятельствах, в случае если европейские страны предусмотрят экономические меры, направленные против России, и попытаются воспрепятствовать экспорту капитала и технологий в эту страну, российская экономика столкнется с проблемами. Это единственный способ, с помощью которого можно повлиять на экономику России, не оказывая давления на экономику европейских государств. В вопросе об инвестициях будут не только чиниться препятствия на пути экспорта капитала в Россию, но и предприняты меры для привлечения и отъезда из страны российских инвесторов.

Ограниченные банковские санкции:

Банковские санкции в отношении России, несмотря на их ограниченный характер с использованием модели санкций, объявленных против Ирана, также являются одной из обсуждаемых тем. Несмотря на то, что применение жестких банковских санкций в отношении России невозможно, серьезная зависимость российских банков от иностранных кредитов требует от России проведения весьма серьезной подготовки для предотвращения разрушительных последствий такого рода санкций.

Нельзя не сказать о том, что параллельно с упомянутыми санкциями Евросоюз прибегает к другим мерам, направленным против России, в числе которых можно назвать следующие:

- наложение ареста на имущество частных компаний и лиц, особенно тех, которые работают в области энергетики;

- невыдача виз лицам, близким к президенту России;

- ограничительные меры, направленные против деятельности российских компаний в Европе, особенно, в отношении компании Газпром;

- исключение России из западных экономических организаций, таких как группа G-8;

- символический вывод российской дипломатии из Европы;

- оказание западной поддержки тем странам, которые находятся во враждебных отношениях с Россией (с использованием в качестве модели плана Маршалла).

Российско-американский торговый оборот не настолько значителен, чтобы его прекращение или сокращение могло вызвать серьезные трудности, однако запрет на экспорт технологий и предоставление банковских кредитов может оказать серьезное влияние на Европу и международные экономические структуры.

Рубрики:

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
Будимир Морзянкин
Apr. 19th, 2014 12:06 pm (UTC)
Переживем и станем сильнее!
С таким другом как Иран и с Божьей помощью нас не победить и не запугать: http://baltijalv.lv/news/read/22633
( 1 comment — Leave a comment )