Category:

Шихабуддин Сухраварди — Основоположник «ФИЛОСОФИИ ОЗАРЕНИЯ»

30 июля в Иране является днем почитания великого персидского философа. Шихабуддин Яхья Сухраварди (1155-1191) – персидский философ и мистик, создатель философии Ишракизма (озарения), известный как Шейх аль-Ишрак (Мастер Озарения). Последователи и биографы называли его «величайшим божественным мудрецом, благородным философом», «чрезвычайно умным и красноречивым», «поднявшимся в миры света и познавшим божественные тайны». 

Философия озарения Сухраварди гармонично сочетает в себе элементы философских учений и верований и объединяет философию и суфизм в неразрывное целое. 

Шихабуддин Сухраварди родился на северо-западе Иране в деревне недалеко от Зенджана. Вся его жизнь была полна странствий, в ходе которых он общался с учеными и суфиями, стремясь пополнить свои знания. 

Наследие Сухраварди, насчитывающее около 50 философских трудов на персидском и арабском языке, получило широкое распространение на Востоке. Однако его работы не были переведены на латынь, поэтому были фактически неизвестны на Западе. И лишь в конце XIX века Запад благодаря исследованиям востоковедов начал свое знакомство с работами Сухраварди. 

Большинство произведений Шихабуддина Сухраварди было написано под влиянием идей Аристотеля, Платона, Авиценны, суфиев Халладжа и ал-Газали , а также зороастрийского учения. 

Труды Сухраварди можно разделить на четыре группы: 1) трактаты на арабском языке, посвященные философии Аристотеля и философии озарения; 2) короткие трактаты на арабском и персидском, начинающиеся изложением теоретических проблем с привлечением мистического опыта; 3) цикл из десятка персидских не дидактических, но собственно мистических трактатов, имеющих форму беседы, содержащей притчи или рассказы о посвящении на путь мистики; 4) книги на злобу дня — гимны, литургические сочинения, проповеди. 

Однако главным произведением Сухраварди является книга "Философия Озарения", работу над которой философ завершил в 1186 году. В книге идет речь о метафизике света и тьмы. Сухраварди полагал, что бытие представляет собой иерархию света разной степени интенсивности. А во главе этой иерархии стоит Божественный Свет. А тьма, согласно Сухраварди, является просто отсутствием света. 

В Тегеране в честь Шихабуддина Сухраварди названа улица.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded