Categories:

Серебро Сасанидов в Эрмитаже

Серебряное блюдо «Бахрам Гур и Азадэ»
Серебряное блюдо «Бахрам Гур и Азадэ»

Вероятно, многим было бы интересно узнать, что в Государственном Эрмитаже находится самая большая в мире коллекция сасанидских серебряных изделий (около 50 экспонатов). Династия Сасанидов правила в Иране более четырёх веков (с 224 по 651 гг.).
Вазы, чаши, кувшины и подносы — всё это серебро было найдено преимущественно на территории Приуралья и Прикамья, куда оно попадало в VI-VII вв. в результате торгового обмена.
С середины XVIII в. обнаруженные памятники стали собирать частные коллекционеры. Самые крупные собрания были у Юсуповых и Строгановых. С конца XIX в. серебро стало поступать в Эрмитаж, и затем, после революции, в музее оказалась уже вся утварь, ранее находившаяся в частных руках. 

Серебряное блюдо с изображением сидящего горного козла
Серебряное блюдо с изображением сидящего горного козла

"Сасанидские древности" стала первой выставкой Отдела Востока Эрмитажа, открытого в 1920 г.
Утварь украшена рельефными изображениями сцен царской охоты, плясок, пиршеств, а также фигурами персонажей древнеиранской истории, мифологии и эпоса. В этой связи представляет большой интерес блюдо, на котором изображён сасанидский царь Варахран V, охотящийся на газелей. В основу сюжета легла следующая легенда: возлюбленная царя при виде стада газелей потребовала от Варахрана, чтобы тот при помощи стрел обратил самца в самку, а самку в самца; тогда Варахран стрелой подсёк самцу рога, а самке на место рогов всадил две стрелы. В "Шахнаме" эту легенду великий Фирдоуси передаёт следующим образом:

...Однажды вдвоём, без окольных бойцов,
С гусляркой-румийкой он ехал на лов.
Её Азадэ он по имени звал,
Был цвет её щёк, как рубиновый лал...
Мелькнули газели, чета за четой,
Со смехом промолвил смельчак молодой:
«Которой ты хочешь назначить конец?
Вот — юная самка, вот — старый самец...»
Ему Азадэ отвечала: «О, лев!
Никто не гордится, газель одолев.
Ты самку стрелою в самца оберни,
Чтоб статью своей поменялись они...»
Как только газели ускорили бег,
Двужалой стрелой полководец подсек
Близ самого корня рога у самца,
Дивилась румийка ему без конца...
А также и самке на место рогов
Всадил две стрелы удалец-зверолов...
(Перевод Лозинского)

Любопытным образцом сасанидского искусства является сосуд, на котором изображено женское лицо и две охотничьи сцены. Предполагается, что женское лицо — это лик богини Анахиты, идеал женской красоты в представлении древних иранцев: у неё раскосые глаза, пухлый рот и узкий нос.
Конечно же, нельзя обойти вниманием серебряные блюда, на которых изображён охотящийся царь Шапур II. На одном блюде он охотится на горных баранов, а на другом — на львов. Что интересно, блюдо, на котором царь поражает льва из лука, было изображёно на марке, посвящённой Третьему Международному конгрессу по иранскому искусству и археологии. Конгресс проводился в Ленинграде в 1935 г.
Попав в Приуралье, серебро также оказало влияние на местную технику литья (пермский звериный стиль).
Таким образом, восхитительная коллекция сасанидского серебра в Государственном Эрмитаже — ещё одно звено, связывающее культуры России и Ирана вместе.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded