?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


«Хорс» является одним из наиболее чтимых в восточнославянском язычестве богов.  Впервые Хорс упоминается в составе древнерусского пантеона, засвидетельствованного в Повести временных лет под 980 г., – так называемого киевского, или Владимирова, пантеона. Проблемы реконструкции имени Хорса, времени и причин его появления в киевском языческом пантеоне стали предметом многочисленных дискуссий, однако, несмотря на обилие весьма разнящихся концепций, мнения большинства исследователей сходятся в том, что Хорс является солярным божеством иранского происхождения.


Согласно одной из авторитетных концепций, имя солнечного божества Хорс (др.-русск. Хърсъ), является заимствованием из персидского xuršēt (авест. hvarǝ хšаētǝm ‘Солнце-царь’). Многие факты указывают на инородность данного божества для древнерусского язычества: наличие собственного славянского солнечного  бога, каким был Дажьбог, более поздние попытки осмысления имени Хорс (Гурсъ, Гуркъ, Гусъ), отсутствие упоминаний Хорса на севере Руси и у других славян за пределами Руси. Солнечное божество могло быть включено во Владимиров пантеон в политических целях, а именно для заигрывания с хорезмийской прослойкой киевского населения, которая представляла собой потомков выходцев из Хорезма, находившихся на военной службе у Хазарского каганата в период хазарского господства над Киевом.


Согласно другой точке зрения, др.-русск. Хурсъ/Хърсъ возводится к сармато-аланской усечённой форме того же словосочетания «Солнце-царь» – *xurs/*xors, а включение Хорса в восточнославянский пантеон рассматривается как результат глубокого и длительного славяно-иранского симбиоза, сложившегося в Подольско-Днепровском регионе Черняховской культуры, основу которого составляли расселившиеся здесь славяне и постепенно ассимилировавшееся ими сармато-аланское население. Исторические памятники свидетельствуют о том, что культ Солнца имел в верованиях сармато-алан первостепенное значение, свидетельствуют об этом и многочисленные археологические находки: бронзовые зеркала, украшенные солнечным орнаментом, солярные амулеты и др. Согласно данной концепции, речь идёт не о заимствовании и тем более не об инородности Хорса, а о врастании культа Хорса в восточнославянское язычество путём ассимиляции иранцев и трансформации их этнического самосознания в этническое славянское.