?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Десять замечаний относительно важности отношений Исламской Республики Иран и Российской Федерации после достижения ядерного соглашения: Новое начало

Доктор Мехди Санаи,
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Исламской Республики Иран в Российской Федерации

     Отношения Исламской Республики Иран и Российской Федерации за прошедшие 25 лет были направлены в сторону развития. Особенно интенсивно они углублялись в последние годы, когда  высокопоставленные официальные лица двух стран демонстрировали решимость для создания прочной основы для двустороннего диалога. Но несмотря на предпринятые усилия объём экономических связей не соответствовал потенциалам двух соседей.

     С объявлением о достижении всеобъемлющего ядерного соглашения между Ираном и группой «5+1» открылись новые горизонты для решения проблем международного сообщества, и была создана новая среда для развития международных связей Ирана с другими странами мира. Однако в последние недели в средствах массовой информации появились некоторые негативные высказывания относительно последствий этого соглашения для ирано-российских отношений. Я по многим причинам убеждён в том, что подобные высказывания не могут иметь под собой никаких прочных оснований, а для отношений между двумя соседями вырисовываются следующие ясные перспективы:

1) Явившийся результатом санкций процесс сокращения ирано-российских торговых связей, особенно в период 2012-13 гг, остановлен, и объём торгового оборота двух стран вырос в 5 раз, достигнув одного миллиарда семисот миллионов долларов. При этом эксперты убеждены в том, что потенциал торговых обменов между нашими странами значительно превышает эту цифру. Президенты двух стран на последней встрече в Уфе так же выразили убеждённость в том, что несмотря на всестороннее развитие сотрудничества торговый товарооборот наших стран не соответствует уровню имеющихся возможностей. Всеобъемлющее ядерное соглашение может привести к ликвидации финансовых и экономических санкций и в результате к облегчению торговли между Ираном и Россией. Председатель Российско-Иранского Делового Совета Виктор Мельников недавно заявил, что реализация достигнутых за прошлый год договорённостей, с учётом снятия с Ирана санкций, может в последующие годы увеличить цифру товарооборота до 10 миллиардов долларов.

2) Всеобъемлющее ядерное соглашение Ирана и «шестёрки» создало позитивный опыт и прецедент в области урегулирования важных международных вопросов путём переговоров и дипломатических методов. Венское соглашение, которое было достигнуто при участии и содействии России, показало, что можно достичь согласия, если отставить в сторону язык санкций и угроз и с учётом обеспокоенностей и национальных интересов сторон придерживаться подхода «выигрыш-выигрыш». Напротив, в случае обострения разногласий по ядерной программе Ирана и усиления опасности войны последствия военных действий могли бы повлиять на обстановку в ближайшем окружении России.

3) Венское соглашение также может изменить некоторые чреватые конфликтом уравнения ближневосточного региона в пользу региональной и международной стабильности и безопасности. Ликвидация недопонимания в атомной сфере создаёт почву для уменьшения вмешательства США в дела стран Ближнего Востока. Помимо этого, с уменьшением давления и чувствительности по этому вопросу сотрудничество России и Ирана сможет оказать более сильное влияние на установление стабильности и безопасности и борьбу с терроризмом в регионе, и если страны региона также окажут необходимое содействие на этом пути, то вмешательство Америки в регионе Ближнего Востока уменьшится. В заявлении МИД Российской Федерации, посвящённом последствиям всеобъемлющего ядерного соглашения для ближневосточного региона, также были подчеркнуты такие моменты как «позитивное влияние соглашения на общую ситуацию в сфере безопасности и стабильности во всём мире и на Ближнем Востоке», «создание важных предпосылок для продвижения к цели формирования на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения» и «мобилизация широкой антитеррористической коалиции в регионе».

4) Россия предприняла много усилий для вступления Ирана в ШОС, однако по причине санкций эта цель до сих пор не достигнута. Со снятием санкций ликвидируются преграды для членства Ирана в ШОС, и с превращением сотрудничества Ирана с этой организацией в качестве наблюдателя в сотрудничество в качестве полноправного члена связи Ирана с Россией в рамках ШОС также смогут продолжиться на более мощном и развёрнутом уровне.

5) Снятие санкций против Ирана может оказать содействие расширению российско-иранского сотрудничества в области энергетики. В ноябре 2014 года были подписаны контракт на строительство двух новых блоков Бушерской АЭС, а также два других важных документа в области ирано-российского сотрудничества. С устранением  препятствий в области финансового оборота между двумя странами эти документы получат больше шансов на осуществление. Кроме того, будет сформировано новое ядерное сотрудничество между Ираном и Россией, связанное с созданием центра по производству стабильных изотопов на объекте Фордо и обменом излишков низкообогащённого урана на природный уран.

6) Представление о том, что ядерное соглашение приведёт к отдалению Ирана от России и движению его в сторону Запада, далеко от действительности. Политические курсы Ирана и США по региональным и мировым вопросам не совпадают и во многих случаях противоречат друг другу. Иран не имеет намерения вести переговоры с Америкой по двухсторонним, региональным и мировым вопросам, и диалог осуществлялся исключительно в области ядерной программы. Между тем, Москва и Тегеран имеют серьёзную общность интересов в различных региональных вопросах, в том числе, в Центральной Азии и на Кавказе, на Каспии, в Афганистане и на Ближнем Востоке, и у них имеется единство взглядов по вопросам, связанным с переходным международным порядком, односторонней политикой США, ограничением национального суверенитета и вмешательством Запада во внутренние дела стран, расширением НАТО и ПРО. Во внешнеполитической программе правительства доктора Роухани углубление и расширение отношений с Россией, Китаем и Индией указаны в качестве основного приоритета.

7) Одним из последствий соглашения, по мнению некоторых аналитиков, является увеличение конкуренции между Россией и Ираном на энергетическом рынке. Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров в интервью информационному агентству «Россия сегодня» в ответ на эти опасения правильно  отметил: «Иранская нефть никогда с рынка не уходила, и как говорят эксперты, её увеличение на мировых рынках возможно в незначительных объёмах… Против иранского газа каких-либо жёстких мер не принималось. Многие годы иранский газ поставляется, в частности, в Турцию». Истина заключается в том, что Иран и Россия имеют общие интересы в нефтегазовой области, заключающиеся в сохранении стабильности цен на мировом рынке.В вопросах регулирования рынка Иран и Россия могут сотрудничать друг с другом, в частности, в рамках ФСЭГ. На увеличение экспортного потенциала иранской нефти также потребуется некоторое время для того, чтобы Иран адаптировал свой рынок к этим условиям. При этом  важна политика остальных членов ОПЕК и прочих экспортёров в отношении цены на нефть.

8) Несмотря на то, что снятие некоторых оружейных санкций против Ирана отложено на срок от 5 до 8 лет, это соглашение может стать почвой для расширения оборонно-технического сотрудничества Ирана и России. Иран и Россия имели полезное сотрудничество в этой области в прошлом, и в новых условиях могут заниматься тем же самым в расширенных масштабах. Распоряжение президента Путина о снятии запрета на поставку в Иран оборонных комплексов С-300 создало большие изменения на этом пути.

9) Снятие санкций стало почвой для сокращения влияния третьего фактора в отношениях между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией, выступающего  в качестве препятствия для осуществления многих планов, по которым было достигнута договорённость между двумя сторонами. В заявлении президента России, сделанном после объявления о подписании соглашения, также было отмечено: «Новый мощный импульс получат наши двусторонние связи с Ираном, на развитии которых более не будут сказываться внешние факторы». В этих условиях усиление присутствия крупных российских компаний на конкурентном рынке Ирана и увеличение иранской продукции на российском рынке могут обеспечить основу для значительного роста объёма отношений двух стран.

10) Двусторонние отношения должны определяться шире, чем рамки торгово-экономических связей. Настало время для достижения больших сдвигов в научно-образовательном сотрудничестве, расширения туристических связей, усиления регионального и международного сотрудничества с использованием новых инициатив, и в этих условиях нам следует направить свои способности на проработку деталей повышения сотрудничества между двумя старинными партнёрами.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
ispetroff
Aug. 4th, 2015 12:34 pm (UTC)
Мне тоже думается что наш ближайший пограничный-сосед
Мы практически не знаем Ирана. Вот к примеру когда у нас по телевизору показывали Иранский фильм? Ну хоть документальный или видовой. Все Европа с Америкой по всем каналам. Поэтому 10 пункт считаю наиболее важным и самым интересным для простых людей. А цены на нефть и газ пусть волнуют бизнесменов, уверен, что они себя в обиду не дадут.
Yulia Sharifi
Aug. 5th, 2015 07:10 am (UTC)
Искренне желаю, чтобы отношеня между Ираном и Россией развивались во всех областях, и надеюсь, что будут открыты новые горизонты сотрудничества, культурного обмена и дружбы!
loginov_lip
Sep. 7th, 2015 06:07 pm (UTC)
Спасибо за развернутый анализ!
( 3 comments — Leave a comment )