?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Музыка различных народов и национальностей складывалась на национальной и местной основе по особым правилам и положениям. Исторические события, революции, цивилизации, … оказывают ключевое значение  на основы и устои национальной и традиционной музыки. С точки зрения музыки Иран имеет очень древнюю и интересную историю.

Согласно мнению некоторых историков ориентиром музыкальной древности Ирана служит период эпохи Ахаменидов и одна из надписей того периода, выполненная на семи языках, которыми владел народ того общества, по всей видимости, надпись была музыкальным произведением или песней как, например, песней по случаю траура Сияваша, которые распевались на тех языках, который изображены на надписи. Учитывая древнюю историю своей музыки, иранцы создавали разнообразные музыкальные инструменты, с помощью которых на протяжении всей своей истории они создавали музыку. Давайте познакомимся с некоторыми традиционными иранскими музыкальными инструментами:

Лютня
Лютня – это музыкальный инструмент, который существовал в Иране с древних времен. На персидском языке его называли «Руд, что означало река» или «Шахруд (в значении большая река)». После принятия ислама большинством иранцев и влиянием иранской культуры и искусства на культуру арабов лютня стала одним из основных музыкальных инструментов среди арабов. По-арабски этот музыкальный инструмент произносится как «Ауд», или «Мархер», или «Керан».
Иранские деятели искусства и строители, которые для строительства храма приезжали в Мекку, привезли с собой в это священное место лютню и научили местное население манере игры на этом музыкальном инструменте. Сначала этот инструмент имел четыре струны, однако затем добавилась пятая струна. Этот инструмент изготавливается из дерева и с точки зрения веса он был тяжелее своих аналогов примерно на одну треть веса. Первую струну плели из шелка, вторую, третью и четвертую струны изготавливали из кишок молодых львят.

Литавры
Литавры – это один из известных музыкальных инструментов, который широко использовался на праздничных церемониях преимущественно в северо-западных районах Ирана. Наиболее широко литавры распространены среди курдского населения. Несмотря на это, литавры можно найти в различных уголках Ирана и всего мира. Литавры и зурна (духовой инструмент) обычно использовались вместе во время групповых танцев. Литавры имеют очень громкое звучание, что привлекает к себе внимание. Цилиндр литавров изготавливается из дерева, с двух сторон натягивают кожу. В правую руку берут толстую деревянную палочку, а в левую тонкую. Громкий звук издается в результате ударов толстой палочкой, тонкую палочку используют для красоты и иногда для извлечения глухих и тихих звуков.

Гайчак
Гайчак – это музыкальный струнный инструмент округлой формы, наибольшее распространение он получил в южных районах Ирана. Этот инструмент имеет два больших отверстия в верхней части и одно в нижней.
Инструмент обтянут кожей. Инструмент имеет четыре основные струны и от 8-ми до 16-ти резонирующих струн.

Сантур
Это инструмент, имеющий форму равнобедренной трапеции, состоит из двух частей: деревянной и металлической. Над верхней поверхностью сантура натянуты семьдесят две струны, концы струн крепятся к вспомогательным вставкам сантура.
Сантур имеет два деревянных медиатора: тонкий и высокий, которые называются играющими медиаторами. Каждые четыре струны проходят через одно основание, называемое «Харком».

Даф
Даф – это музыкальный инструмент, изображение которого можно найти на большинстве древних иранских рисунках. Этот инструмент представляет собой вид барабана круглой формы, обод которого выполнен из цинка или медного сплава (в древности) и/или из дерева (в настоящее время). Обод обтянут козлиной кожей. Вокруг обода прикреплены полукольца.
Сначала кажется, что игра на дафе не представляет трудности, однако это не так. Даф издает звуки ритма и мелодии. Звуки дафа очень отчетливо слышны среди других музыкальных инструментов. Даф украшают маленькими металлическими колечками, встроенными с внутренней стороны. Даф обтянут козлиной кожей.

Дотар
Дотар – это очень высокий инструмент с длинным грифом, этот инструмент входит в группу музыкальных инструментов, в основе которых лежит инструмент, называемый «удом». Дотар можно встретить в Средней Азии, на Ближнем Востоке, северо-восточных областях Китая. В Иране на дотаре играют на севере и востоке провинции Хорасан, особенно, он распространен среди туркменов Горгана и Гонбада.
Конструкция этого инструмента одинакова во всех районах, где играют на нем, однако способы его настройки в различных районах отличаются между собой. При изготовлении дотара используется два вида пород дерева. Та часть дотара, которая имеет грушевидную форму выполнена из тутового дерева, а гриф из древесины грецкого ореха или абрикоса.

Каманча
Каманча – это местный классический музыкальный инструмент, относящийся к древней истории Ирана. Каманча полностью изготавливается из древесины, выпуклая часть которой обтянута бараньей кожей. Гриф имеет цилиндрическую форму и имеет четыре струны.
Порядок игры на этом музыкальном инструменте отличается в зависимости от районов распространения.

Ситар
Ситар – национальный иранский музыкальный инструмент. Этот инструмент с самого начала имел не более трех струн, однако, в начале эпохи династии Каджаров один мистик, которого звали Моштаге Алишах, добавил в ситар четвертую струну. Ситар – это струнный музыкальный инструмент, иранскими музыкантами он всегда использовался в качестве второго или третьего музыкального инструмента. В настоящее время он сохранил свое большое значение.
Ситар изготавливают из древесины, нижняя его часть имеет грушевидную полусферическую форму, гриф ситара немного тоньше грифа тара, ситар имеет четыре струны, играют на этом инструменте кончиками ногтей пальцев.

Тамбур
Этот музыкальный инструмент был известен еже за 1500 лет до рождества Христова, упоминания об этом музыкальном инструменте можно встретить в различные исторические периоды. Он является самым распространенным среди струнных щипковых инструментов. Тамбур грушевидной формы изготавливали в Иране и Сирии, затем через Турцию и Грецию этот музыкальный инструмент попал на запад. В Египте этот инструмент делали уже овальной формы.
Сегодня тамбур считается местным национальным инструментом, имеющим более длинный гриф и большую чашу, похожую на ситар. У этого инструмента три струны и четыре стенки, играют ногтями пальцев. Музыканты используют этот инструмент на собраниях курдских и креманшахских дервишей для исполнения религиозной музыки.

Дамам
Дамам является одним из самых известных музыкальных инструментов, имеющим преимущественное распространение на юге Ирана, особенно в Бушере. Дамам имеет цилиндрическую форму, с двух сторон он обтянут кожей, закрепленной ободом или тесьмой. Когда этот музыкальный инструмент прочно установлен и зафиксирован на земле, можно играть на нем двумя руками. Иногда дамад вешают на шею и начинают играть. Хоть этот инструмент и распространен в Иране, его можно встретить в Индии и других арабских и африканских странах.

До-Табле (двойной барабан)
Этот музыкальный инструмент изготовлен из двух барабанов: маленького и большого. Этот инструмент использовался курдами во время войн. Его вешали на шею лошади. Использовали для призыва воюющего войска к активным действиям, а также моральной поддержки воинов, создания соответствующего настроя. Этот инструмент состоит из двух металлических чаш, которые обтянуты кожей, закрепленной ободом. Два барабана соединены друг с другом двумя кожаными деталями. Большой барабан имеет более глубокий звук по сравнению с меньшим барабаном. До-Табле похож на индийский барабан за исключением того, что он имеет более громкий звук и по нему бьют пальцами.

Ней
Ней относится к числу духовых инструментов, он выполнен из древесины. Музыкант играет на нем через маленькое отверстие, расположенное около конца трубочки. Этот музыкальный инструмент не настраивается. Ширина его звука равна двум с половиной октавам.
В Иране ней считается одним из мистических инструментов, когда из дерева издаются звуки, то они оказывают влияние даже на животных.

Тар
Тар – это иранский старинный традиционный музыкальный инструмент, относящийся к струнным щипковым инструментам. Вначале девятнадцатого века он появился в Египте. Некоторые его связывают с Фараби. Сегодняшняя форма этого музыкального инструмента не имеет длительной истории, так как несколько десятилетий тому назад нам нем играли на пяти струнах, однако затем из-за необходимости добавили шестую струну.
На таре играют с помощью металлического медиатора, сделанного из медного сплава. И с точки зрения воспроизведения звука, этот инструмент является исключительно иранским музыкальным инструментом. Роль тара в оркестре разнообразна и заключается от исполнения мелодии до поддержки других музыкальных инструментов, это объясняется тем, что можно использовать тар, имеющего басовые струны.

Томбак
Томбак – это ударный инструмент, имеющий покрытие из кожи. Этот музыкальный инструмент состоит корпуса, выполненного из дерева, металла или пустотелой керамики, поверхность корпуса обтянута кожей. Томбак прижимают рукой к боку и играют на нем двумя руками кончиками пальцев. Со времени эпохи Сасанидов этот инструмент был известен как домбаляк, в последние пятьдесят лет на нем играют как на независимом музыкальном инструменте.




Comments

( 13 comments — Leave a comment )
Будимир Морзянкин
Dec. 18th, 2014 03:00 pm (UTC)
Спасибо!
Очень интересный и полезный познавательный материал о духовной жизни наших братьев-иранцев. Особенно хорошо, что кроме фото, имеются записи игры на изображенных музыкальных инструментах.
Спасибо, господин Санаи!
Ваш Блог становится все интереснее.

Руководитель "Барадаран-наме" В. Галочкин. Рига.
Ol Sub
Dec. 18th, 2014 04:08 pm (UTC)
Духовная жизнь Ирана
Очень хорошо то, что не смотря на время Иран сохранил духовые народные музыкальные инструменты.Ведь это живая музыка, она не идет ни в какое сравнение с современными элктромузыкальными инструментами.Слушал и наслаждался музыкой когда в Россию приезжали их музыкальные коллективы.

Голуб Василий. Член общества "Барадаран-наме"
Вячеслав Корсаков
Dec. 18th, 2014 04:40 pm (UTC)
Спасибо за великолепное и чудное исполнение музыки, близкой нам по духу. Мои дочери 6 и 4 лет очень выразительно экспромтом танцевали. Жаль, что Иранские музыканты и артисты так редко посещают Россию. Помечтаем услышать живой оркестр Иранской народной музыки. А политикам пожелаем договориться провести в течении ближайших лет мероприятия под лозунгом год культуры Ирана в России.
Alyona Markina
Dec. 18th, 2014 04:54 pm (UTC)
А про персидский чанг почему никакой информации в Иране нет ?
Юрий Новиков
Dec. 18th, 2014 05:02 pm (UTC)
Больше всего понравились исполнения на Сантуре и Тамбаке... я даже на своем барабане подыгрывал...
loomli
Dec. 18th, 2014 05:06 pm (UTC)
Давно ждала этот пост! Спасибо огромное! =)
Migulaj Matrosov
Dec. 18th, 2014 06:06 pm (UTC)
Очень интересно.
Спасибо, господин Посол.

Член общества "Барадаран-наме"
sanaei
Dec. 18th, 2014 07:26 pm (UTC)
Друзья! рад что Вам понравился этот материал. Мы стараемся с каждым днем все больше и больше донести до Россииской аудитории полезные информации о ностоящей жизни Ирана, о его культуре, традициях, обичиях и наследствах от его великой истории, но и конечно обо всем, что общее между нами и что сможет нас двух дружеских и братских народов сблизить. В этой связи буду рад если Вы тоже будете делится своими советами и мненями для продвижения моих страниц в социальных сетях в этом направлении.
Будимир Морзянкин
Dec. 18th, 2014 08:19 pm (UTC)
Новая тема.
Уважаемый господин Санаи!
Расскажите, по возможности, о пенсионной системе Ирана: со скольки лет в Иране получают пенсию, какой надо иметь трудовой стаж, как обстоит дело в частном секторе экономики? Поподробнее, если можно.
В социальных сетях на эту тему ничего нет. А ведь Иран - социальное государство, политика которого основана на заповедях Бога. Это будет интересно и полезно узнать многим.
Искренне Ваш,-
руководитель "Барадаран-наме" В. Галочкин. Рига.
Jevgenij S
Dec. 18th, 2014 08:16 pm (UTC)
Интересно.
Очень интересно и познавательно было ознакомиться с народными музыкальными инструментами. Сказочная музыка, удивительно-необычно красивое звучание.
----
Член общества "Барадаран-наме", Евгений.
stargrave223
Dec. 19th, 2014 12:43 pm (UTC)
Как большой любитель разнообразной музыки благодарю вас за подобные статьи! Интернесно познакомится и услышать некоторые инструменты хотя бы на видео (в живую всегда иначе особенно не электрические звучат).

Не скажу правда что эта музыка в целом нам близка, но и не скажу что далека. Конкретно в Москве можно довольно часто услышать этническую музыку из районов Тувы. Что-то общее есть с персидской, хотя наверное всё же отличий больше.
ext_2875914
Dec. 19th, 2014 08:49 pm (UTC)
Становится все интереснее и интереснее.
Благодарю за этот музыкальный экскурс, очень интересно.
Как большой поклонник струнных инструментов, получил огромное удовольствие. Хотя только вживую музыкальные инструменты предстают во всей своей красе. Жаль, что не удалось послушать чанг, я и в интернете не нашел. Учитывая, что чанг это персидская/иранская арфа, наверняка звучит чудесно. Как писал великий Омар Хайям в одном из своих рубаи - ...Пой, покуда у чанга не лопнули струны!...

Музыка, на мой взгляд, есть явление, которое смело можно назвать божественным.
Сегодня, правда, на музыкальном небосклоне полно и всякой, скажем так, неприятной на слух, но это ничего не меняет. Именно музыка, в зависимости от настроения даст погрустить, радоваться, погрузиться в состояние покоя, наполниться энергией.
Поэтому история музыкальной терапии и ведет отсчет уже тысячелетиями.

Роберт, "Барадаран-наме", Рига
( 13 comments — Leave a comment )