?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

138726_300§ 2. Религия как основа политики в исламе

Политика исламских государств обусловлена главным образом следующими принципами веры:


  1. единобожие;

  2. принцип равенства и отрицания родового превосходства;

  3. принцип превосходства на основе религии и веры и богобоязненности.

Рассмотрим первый из этих принципов — единобожие. Это один из основных постулатов веры (равно как и признание пророчества и загробной жизни), на котором базируется жизнь мусульманской общины.

Принцип единобожия (ат-таухид) заложен в суре ал-Ихлас (Искренность), которая гласит: «Скажи: «Он — Бог Единый. Господь предвечный. Не родил Он и не был рожден, и нет никого, равного Ему»» (Коран, 112:1-4).


Ат-таухид означает признание единого Бога, отрицание Его множественности и исключение возможности существования равного Ему. Пророк Мухаммад объединил исламское общество идеей единобожия. На основе этого принципа ислам проповедует единство и сплоченность мусульман, которые верят, что Бог един, и человечество, созданное по Его образу и подобию, должно быть единым. В основном, ат-таухид должен способствовать стремлению человеческого духа к «единому началу», к поиску Бога[56].

Идея единобожия призвана устранить рознь и вражду, этническое и расовое неравенство, объединить мусульман вокруг общей оси — веры в Бога и следования Его предписаниям.

Что касается принципа равенства и отрицания родового превосходства (т.е. превосходства от рождения, с учетом происхождения), то здесь следует отметить, что распространение ислама содействовало устранению языческих традиций и привилегированного положения правящей элиты, в частности привилегий по родовому и племенному признаку в среде язычников и идолопоклонников. Согласно преданию, Мухаммад наставлял: «О, люди! Внемлите моим словам и поймите. Знайте, мусульманин мусульманину — брат, все мусульмане братья». Кроме того, он отметил: «О люди, у вас один Бог, и отец у вас единый. Вы все начинаете свой род от Адама, а Адам сотворен из глины. Самый любимый перед Богом из вас тот, кто более богобоязнен и целомудрен. Нет превосходства у араба перед неарабом (и наоборот), разве что в уровне богобоязненности».

В исламском обществе были упразднены родоплеменные и классовые привилегии. Никакое племя не могло по каким-либо причинам притеснять другое племя или демонстрировать свое превосходство над ним. Естественно, на пути объединения были преодолены многочисленные трудности. Пророк, устранив традиции времен язычества (многие из них он приспособил, адаптировал к исламу. — Прим, ред.), из разрозненных и враждовавших между собой арабских племен создал исламское общество, основанное на принципах единобожия и добродетели[57].

Со времен Пророка по настоящее время многие религиозные ритуалы и обязанности (молитва, пост, паломничество, пожертвование в пользу нуждающихся) стимулируют единство исламской общины. Их выполнение обязательно для всех верующих, независимо от классовых, имущественных, этнических и других различий. Все это, в зависимости от степени проникновения исламских идей в государственные структуры и в общественные институты, в той или иной степени переносится на все аспекты жизни общества.

В отношении принципа превосходства на основе веры и богобоязненности главным является тот факт, что согласно Корану, ближайшими к Богу людьми провозглашаются самые праведные и богобоязненные из них.

Для мусульман религия — это образ жизни, как индивидуальной, так и общественной. Вера основывается на признании Бога создателем и абсолютным господином всего сущего и на следовании указанной Богом дорогой, ибо счастье обоих миров достается праведным последователям божественных предписаний.

Комментаторы шары 'ата утверждают, что вера — это признание того, что передано Пророком, а ее столпами являются «словесное признание, убежденность в сердце и следование благочестивым деяниям».

Вера в исламе началась с единобожия, с братства, уверовавшие в Аллаха перестали поклоняться идолам, совершать зло и насилие, приступили к совершению молитв, устояли против козней язычников и победили.

Имам 'Али утверждал: «У веры четыре столпа: упование на Бога, вверение Ему всех дел, согласие с божественной предопределенностью, покорность предписаниям Всевышнего Господа»[58].
Считается, что джихад (буквально означает сражение во имя Божественной Истины в целях распространения ислама среди всех племен и народов
[59]) является обязанностью каждого мусульманина. Погибший в бою во имя Всевышнего причисляется к великомученикам (шахидам).

В шиизме ведение джихада в период «сокрытия» имама считается недозволенным и разрешается только при нападении иноверцев[60]. Это относится к «малому джихаду». Что касается «великого джихада», который направлен против собственных страстей с целью очи- щения души от мирских привязанностей, присутствие имама вовсе не обязательно.

Богобоязненность в буквальном смысле — воздержание и сохранение человека от божественной кары путем молитв и праведного образа жизни. Согласно исламскому учению, человек своей праведностью достигает наивысшей степени близости к божественной сущности и самыми близкими к Богу людьми считаются праведные и богобоязненные.

Одна из главных основ богобоязненности и приближения к Божественной Истине — справедливость. Коран свидетельствует: «О вы, которые уверовали! Будьте стойки [в вере вашей] в Бога, выступайте [во всем] свидетелями справедливости. И пусть ненависть ваша к кому-либо не ведет вас к пристрастию. Будьте привержены справедливости, ибо ближе она к богобоязненности. Страшитесь Всевышнего, ведь ведает Он о том, что вершите вы» (Коран, 5:8). Согласно исламскому вероучению, справедливость является главным условием достижения принципа равенства. Справедливость — одна из главных божественных установок, и Бог любит справедливых (Коран, 49:9).

Познание человеком истины также является не подлежащим изменению предписанием. Истина не подлежит отмене и остается в силе неизменной с начала времен и до конца света, в отличие от шари'ата, изменение, дополнение и применение установок которого всегда соотносятся с критерием истины.

56 ИмамХомейни. Вилайат-е факих (перс.: Правление факиха), Тегеран, 1373 г. по хиджре.
57 Зайдан, Джурджи. Та'рих-е тамаддон-е ислам (перс.: История исламской цивилизации). 1369г. по хиджре.

58 Садр, Мухаммад Бакир. Ал-ислам йакуду ал-хайат (араб.: Ислам правит жизнью). Бейрут, 1979.
59 Такое понимание джихада, главным образом, было присуще в начальный период распространения ислама; более широкое понимание джихада включает в себя усердие на пути Аллаха, для достижения экономической и военной мощи, способной противостоять агрессии, укрепления национальной независимости, а также борьбу за осуществление социально-экономического развития. См.: Ислам. Энцикл. словарь. С. 66—67.

60 ИмамХомейни. Тахрир ал-васила (араб.: Запись преданий). Кумм, 1375 г. по хиджре

Рубрики:

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
jalynski
May. 30th, 2014 08:17 am (UTC)
Уважаемый господин Посол,
хотелось бы иметь краткий комментарий о подходе ислама к
устранению классовых противоречий в обществе. Ибо рознь, в т.ч. и агрессия государств, часто порождается интересами собственников.
( 1 comment — Leave a comment )