?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Впервые прадник Ноуруз (nōg rōz) упоминается в пехлевийских текстах, где предстаёт как праздник ранней весны – периода, когда солнце начинает набирать силу и побеждает зимний холод и темноту, праздник обновления природы.

Для зороастрийцев возвращение весны и победа солнца служили предвозвестником той тотальной победы добра над злом, которой должно завершиться наше временное существование. Таким образом, праздник Ноуруза напоминает нам о том новом дне, который принесёт нам вечное блаженство, когда наш и мир и всё, что есть в нём, вернётся в совершенное состояние, в котором оно было создано Ахура Маздой.

Традиции празднования Ноуруза претерпели существенные изменения за время своего многовекового существования, но и по сей день Ноуруз остаётся важнейшим национальным иранским праздником, к которому иранцы готовятся с большим усердием и отмечают пышно и с трепетом.

Подготовка к Ноурузу начинается с вечера последней среды иранского года – Čahāršanbe-suri. На закате во дворах домов, на деревенских площадях и городских улицах разводятся костры из нечётного количества связок хвороста. Мужчины, женщины и дети прыгают через огонь с песней, призывающей его защитить их от болезней и бед: Sorxi-ye to az man, zardi-ye man az to ‘Пусть твоя краснота станет моей, а моя бледность твоей’. В последнюю среду года выполняются и другие ритуалы. Среди них – kuzeekani (букв. ‘битьё кувшинов’), берущее начало в суеверных представлениях о том, что при разбивании кувшина ему передаётся невезение обитателей дома; qāšoq-zani, традиция стучать ложками о блюда у дверей соседского дома, в ответ на что хозяин-сосед кладёт на каждое из них маленький подарок – фрукты, орехи, безделушку. Ещё одна распространённая традиция последней среды старого года – жечь семена руты или ладан для защиты от дурного глаза и злых духов.


От Čahāršanbe-suri до наступления нового года проходит не более шести дней, в которые иранцы приводят свои дома в порядок и меняют обветшавшие предметы домашнего быта на новые. Эта традиция называется xāne-takāni.
Праздничная скатерть – Sofre-ye haft sin – неотъемлемая составляющая празднования Ноуруза. Haft sin – семь предметов, названия которых начинаются на букву sin и которые обязательно присутствуют при праздничной трапезе. Традиционно эти семь предметов такие: молодые зелёные побеги пшеницы, ячменя или чечевицы (sabze); семена дикой руты (sepand/esfand), которые, как правило, сжигаются после наступления нового года; яблоки (sib), монеты (sekke), чеснок (sir), уксус (serke) и саману (samanu) – густая сладкая паста из пророщенной пшеницы, муки, миндаля и грецких орехов. К ним традиционно добавляются и другие предметы, начинающееся на син: плоды лоха узколистного (senjed), специя из ягод сумаха (somāq), sowhān – конфеты из сахара и мёда, обсыпанные шафраном и миндалём. На праздничной скатерти присутствуют также зеркало и два подсвечника со свечами, Коран, кувшин с водой и золотой рыбкой, розовая вода, мёд, сахар, аджиль, крашеные яйца, ваза с гиацинтами и ветками ивы.
Семьи, находящиеся в трауре, не празднуют Ноуруз. Как правило, на праздник они посещают могилы покойных, совершают молитву и возвращаются после этого домой. Существует традиция приготовления булочек ranginak с толчёными финиками и ahlā, конфет из рисовой муки, сахара и шафрана, которые родственники покойных раздают людям на улицах и кладбищах как подношение в память об ушедших предках.


В праздничные дни, следующие за наступлением нового года, иранцы посещают друзей, выезжают на пикники, совершают путешествия в другие города и страны. Излюбленным местами для посещения являются Персеполис, Исфаган, Мешхед, побережья Каспийского моря и Персидского залива, а также разные исторические памятники и святыни.
Тринадцатый день нового года –
sizdah be dar – день выезда на природу, когда каждая семья находит место в саду, в парке, на берегу реки, расстилает ковёр и проводит время вместе, играя в игры, танцуя, слушая музыку. В этот день с пожеланием, чтобы все несчастья обходили дом стороной, выбрасывают сабзе. Так проходит прощание с праздником Ноуруза.

Ноуруз пышно празднуется не только в Иране, но и в Таджикистане, Афганистане, среди курдов Ирака, Сирии и Турции. Благодаря индийским переселенцам и мореплавателям, Ноуруз оказался завезённым даже в Южную и Восточную Африку, где был адаптирован под местные верования и обряды.













Comments

( 2 comments — Leave a comment )
d_clarence
Apr. 3rd, 2017 09:54 am (UTC)
Спасибо, интересно!
vitaly_bokatch
Apr. 3rd, 2017 06:17 pm (UTC)
Спасибо. Очень интересно
( 2 comments — Leave a comment )