?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Иран находится в числе стран, где еще в древности возникла человеческая цивилизация, оставившей глубокий след в истории человечества. По мнению некоторых историков, самый первый в мире флаг был создан иранцами на иранской земле. Данные и свидетельства, относящиеся к античному периоду, укрепляют такие утверждения, в письменной и устной литературе иранских народов существуют мифы и легенды, в которых есть указания на флаг, как символ Ирана; однако какие изменения претерпел флаг иранцев с самого начала и до настоящего времени?


Изображение древней статуэтки Митры, льва и солнца – музей Эрмитаж – 400 год до н.э.

Затем, во времена правления династии Сефевидов, данное изображение впервые было использовано на иранском флаге.

С давних времен в популярной литературе и персидских литературных текстах флагу уделяется особое место.

Иранцы используют несколько разных слов для названия объекта, являющегося для них символом государственности и суверенитета, из которых составлено несколько выражений.
Возможно, самое первое выражение для названия того, что называется флагом, было слово – «дэрафш», что означает флаг. Этимология этого слова возвращается к древнему флагу свободы, следует отметить, что это слово используется и в Шахнаме и в древних персидских тестах.
«Дерафш» - это исключительно иранское слово, которое означает ткань или кусок материи, которую прикрепляют на голове. Сначала «дерафш» не означало флаг в сегодняшнем понимании этого слова. Так, в древнеперсидском языке слово «дерафшидан» означало «дрожать», а флаги тоже имеют много схожего с материей, относящейся к одежде, позже стали использовать слово «дерафш» в значении слова флаг.
Для этого слова существует четыре отдельных эквивалента. «Бирак» - это турецкое слово, которое является эквивалентом для «дерафш», чаще всего это слово используется в персидской поэзии. Такие слова, как «Алам/флаг» и «лоа» пришли в персидский язык из арабского языка.
В конце концов, необходимо вспомнить и само слово «парчам/флаг», которое названо Академией персидской литературы официальным эквивалентом слову «бирак/флаг».

Древние флаги с изображением животных

parsiandej.ir-13.jpgСо времен прихода арийцев на территорию Ирана лев был символом мощи, мужества и достатка. Археологические находки свидетельствуют о том, что с давних времен существовал симбиоз между формой льва и формой, обозначавшей Митру. Изображение под ступеньками дворца Ападаны в Персеполисе дает основание для таких предположений.
Необходимо обратить внимание на то, что иранцы распространили в Европу положения и учения культа Митры. В найденных в Европе документах можно увидеть, что «Митру» иногда называли «рожденным от камня», иногда «рожденным от солнца», а иногда «рожденным от Анахиты» или «равным Анахите».
Существуют свидетельства о том, что во время правления первой иранской династии Ахаменидов (550 – 330 до н.э.) в Иране уже существовал флаг или «дерафш». На некоторых барельефах, сохранившихся на стенах древних дворцов, изображен человек – знаменосец, который отвечает за сохранность флага. Ясно, что в те времена особое внимание было приковано к двум символам – цветку лилии и орлу. Ученые не располагают другой, более подробной информацией о флаге тех времен.
На сегодняшний день в Иране нет каких-либо флагов того времени, которые были бы похожи на современные флаги. Однако, в конце доисламского исторического периода в Иране, то есть во время правления династии Сасанидов (224 – 651 н.э.), можно встретить флаги и знамена, на большинстве которых изображены силуэты различных животных. В течение этого исторического периода впервые на флагах и знаменах изображается символ в виде льва.

«Дерафше Кавьиани»/знамя свободы

С давних времен в Иране существует мифический иранский «Дерафш» (флаг, знамя), ценность которого, по мнению исламских историков, эквивалентна одному миллиону золотых монет. «Дерафше Кавьиани» в мифической истории Ирана относится к восстанию под предводительством кузнеца, которого звали Кав. Этот мифический персонаж боролся против угнетения и притеснения со стороны Захака, которого звали «Захак со змеей на плече». Захак был шахом, за несправедливость и угнетение со стороны Захака по отношению к своим подданным сатана поцеловал его в плечо, из того самого места поцелуя стали выползать змеи. Чтобы спастись, Захак должен был каждый день приносить в жертву змеям головы двух молодых людей. Семнадцать братьев кузнеца Кава были принесены в жертву змеям. Чтобы поднять народ против Захака, Кав закрепил свой кожаный фартук на древке и поднял его вверх, чтобы народ собирался вокруг него. Затем с помощью народа Кав разрушил дворец кровожадного Захака и посадил на трон Фрейдуна. Став шахом, Фрейдун сразу приказал украсить кожаный фартук Кава в красный, золотой и фиолетовый цвета с помощью золота и драгоценных камней. Такой флаг стали называть «Дерафше Кавьиани», что означает «знамя Кава» или «флаг свободы». Такова этимология этого выражения.

«Дерафше Кавьиани»/Знамя свободы период правления династии Сасанидов (224 – 651 н.э.)

Затем каждый последующий шах добавлял к знамени по одному драгоценному камушку с тем, чтобы ночью знамя свободы сверкало от лунного света еще больше. Знамя свободы также называют как символ Джамшида и символ Фрейдуна.

Флаг в исторические периоды от правления династии Ахеменидов до установления Ислама

Относительно флагов и знамен, относящихся к периоду правления Ахеменидов, наша информация ограничивается исключительно греческими письменами и записками греческих историков. Так, Ксенофонт (427 – 355 до н.э) в своей книге «Книга о Кире» написал о знаменах и флагах времен великого Кира следующее: «На каждом шатре, предназначавшемся для иранских военноначальников, было закреплено специальное знамя, чтобы каждый знал, кто из военноначальников в каком шатре находится. Когда Кир вызвал кого-то из своих военноначальников, его посыльным уже не надо было бегать среди шатров в поисках определенного военноначальника, они самым коротким путем могли добраться до нужного шатра».

171696.jpg

«Дерафш»/знамя, оставшееся со времен Кира Великого (559 – 529 до н.э.)

Помимо знамен для военноначальников и командиров частей, шахиншахи имели свое знамя – знамя верховной власти. Такое знамя всегда крепилось на троне шаха и развевалось во время движения между войсками и охранниками. Из указаний греческих историков мы знаем, что особое знамя шахиншахов династии Ахеменидов, крепившееся на копье, имело рисунок или форму сокола с расправленными крыльями. Археологические документы свидетельствуют о том, что такого рода флаги были распространены в Иране еще до династии Ахеменидов, после Ахеменидов флаги не исчезли. Знамена были распространены при дворах иранских шахов, правивших в период между правлениями Ахеменидов и Сасанидов (200 г. до н.э. – 210 г. н.э.), то есть во время правления Селевкидов (312 – 64 до н.э.) и во время существования Парфянского царства (247 г. до н.э. – 224 н.э.).
На найденных серебряных монетах, относящихся к периоду правления шахиншаха Ардашира Бабакана, который был первым шахом династии Сасанидов, ставшим шахиншахом Ирана в 226 году н.э., изображено четырехугольное знамя, имеющее большое сходство с флагом Ахеменидов.

Флаг после установления Ислама

С распространением Ислама в Иране в самой сущности флага произошли кардинальные изменения религиозной направленности. В этот период (т.е. период Ислама в Иране) на знаменах обычно изображали выражение: «Ля иляха илля Лах»/«Нет достойного поклонения никого, кроме Аллаха». Конечно, флаги имели еще одну отличительную особенность: некоторые флаги того времени имели вертикальное положение, а не горизонтальное, как правило, они не были треугольной или прямоугольной формы. Со времени прихода Ислама в Иран до правления Сефевидов все династии создавали для себя в определенном смысле специальные флаги и знамена. Невнимание историков к этому явлению привело к тому, что историки остались без достаточной информации, которая могла бы пролить свет на особенности и детали флагов того времени. Во время правления династии Сефевидов (1501 – 1722 гг.) в государстве использовали различные виды флагов. Например, флаги треугольной формы с острым концом на вершине, на которых было изображение льва и солнца. Лев и солнце являются иранскими символами. Согласно некоторым теориям, лев символизирует Али - первого шиитского имама. Кроме того, имеются упоминания о флаге Ирана периода правления Сефевидов, на котором изображены сабля, месяц и звезда, флаге, который окрашен в три колора: голубой, красный и зеленый.

Черный цвет – символ последователей Абумослема Хорасани (718 – 755 н.э.)

Красный цвет символ последователей Бабака Хорамдина (817 – 837 н.э.)


Флаг династии Газнуйан (975 – 1187 н.э)

Флаг династии Сельджукидов  (XI – XII века н.э.)


Флаг династии Тимуридов (1370 – 1501)

Флаг шаха Тахмасеба Сафави (1514 – 1576)
Так как он родился в месяце Овен, на флаге использовал символ овна.


Основной и самый важный флаг периода правления династии Сефевидов (1501 – 1722)
Впервые изображение льва и солнца официально появилось на иранском флаге.

Надершах Афшар (1698 – 1744) использовал флаг с символами льва и солнца. Конечно, было и специальное знамя, состоящее из голубого, красного, белого и желтого цветов. Затем, во времена правления династии Зенд, иранский флаг имел треугольную форму и изображение в виде льва и солнца.

Флаг Надершаха Афшара (1736 – 1747)



Флаг династии Афшаров (1736 – 1796)



Флаг правления династии Зенд (1750 – 1794)



Флаг времен правления Ага Мохаммадхана Каджара (1794 – 1797)




Флаг времен Мохаммада Каджара (1836 – 1848)


Узаконивание флага

Во времена правления династии Каджаров (1785 – 1925) судьбу иранского флага можно условно разделить на два временных периода: период, который начинается с начала правления династии Каджаров до Конституционной революции (1906 года), когда в Иране возник законотворческий парламент – меджлис. В этот период на иранском флаге еще существовало изображение льва и солнца. При этом, иногда фон изображения был белого цвета, а кромки флага – красного и белого цветов, иногда флаг имел прямоугольную форму, а иногда треугольную. Однако, в то время каких-либо законных правил и положений о флаге не существовало. Однако конституциональность, по крайней мере, внешне стала придавать всему законный характер, то есть узаконивать многие положения в государстве. В пятой Статье Конституции, принятой в 1906-м году, говорится о том, что официальными цветами флага Ирана являются зеленый, белый и красный цвета, а также изображение льва и солнца. Как говорится в книге об истории иранского флага, первый официальный флаг Ирана был сшит в городе Керманшахе спустя 10 лет после принятия соответствующего конституционного указа. Будучи прикрепленным к килю самолета, флаг развивался во время перелета из города Керманшаха в Тегеран. Сегодня этот флаг хранится в Национальном музее Ирана.

Иранский флаг времен  правления Насреддин шаха, конституционного периода и правления Пехлеви (1906 – 1979)


В последующее время, то есть в период правления Пехлеви Первого (Резахан 1878 – 1944) флаг был сохранен с той лишь разницей, что во времена правления Пехлеви флаг Ирана был в трех разных видах. На флаге, который использовался народом Ирана, отсутствовало изображение льва и солнца, было только три горизонтальные полосы зеленого, белого и красного цветов. Флаг, который использовался военными, имел посередине круг, в котором были изображены лев и солнце. Третий флаг был государственным флагом, это как раз тот флаг, который был принят и утвержден Конституцией Ирана.

Флаг времен Пехлеви
На некоторых флагах времен правления Пехлеви можно увидеть корону Пехлеви (1906 – 1979)


Лев и солнце уходят

Во времена, когда Исламская революция 1979 года привела к очень большим изменениям в государственном строе страны, флаг также претерпел коренные изменения. Стремление революционеров заключалось в уничтожении всей символики прежнего режима, однако многие люди разделяли точку зрения, основанную на том, что три цвета иранского флага были хорошо известны всему миру, поэтому эти цвета флага необходимо сохранить.
После революции были сохранены основные цвета иранского флага. Однако, Лидер революции выступил против символов в виде солнца и льва.
Так, в марте 1979 года Имам Хомейни выступая с речью, сказал: «Мы создаем исламскую страну. Флаг Ирана не должен быть шахиншахским флагом, символы Ирана не должны быть символами шахиншаха, они должны быть исламскими. Со всех министерств, со всех учреждений и ведомств надо убрать льва и солнце, которые являются символом господства. Это элементы идолопоклонничества и они должны уйти. Эта корона на флаге также является элементом идолопоклонничества, и она должна быть заменена на исламский символ».

Флаг Исламской Республики Иран (1979 – н.время)

В 1980 году нынешний флаг Исламской Республики Иран был утвержден Революционным советом, после этого был выпущен соответствующий Циркуляр, определяющие единые условия национального флага.
Разработчиком нынешнего флага был Хамид Надими, преподаватель факультета архитектуры Тегеранского университета. Он использовал символ, который можно прочитать как «Аллах», так и «Ля иляха илля Лах»/«Нет достойного поклонения никого, кроме Аллаха». Другими символами флага были: книга, справедливость, умеренность, единобожие, в нем можно увидеть даже форму цветка тюльпана, что символизирует мучеников-шахидов. Этот символ смог вместить в себя многие вопросы, к которым приковано всеобщее внимание.
И как Вы можете видеть, выражение «Аллах Акбар»/»Аллах Велик» повторяется на флаге 11 раз на каждой цветовой ленте, что означает 11-ый месяц года, то есть месяц «Бахман», в котором совершилась Исламская революция, а также две других ленты, на которых написано «Аллах Акбар» 22 раза – юбилей победы Исламской революции.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
berbajs
Sep. 2nd, 2016 06:59 pm (UTC)
Интересный рассказ.
Спасибо.
Алексей Пермяков
Sep. 12th, 2016 01:29 pm (UTC)
عید قربان مبارک
( 2 comments — Leave a comment )