?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


11.jpg


Выступление Посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации доктора Мехди Санаи на форуме «70-летие Великой Победы: исторические уроки прошлого и политические вызовы современности» под председательством Российского общества политологов
(Калининград, 27-30 апреля 2015 г.)

Обзор событий 2014 года и первых нескольких месяцев 2015 года свидетельствует о возникновении или продолжении сложных мировых кризисов: война в Газе, распространение экстремизма, особенно в Сирии и Ираке, украинский кризис, вспышка Эболы, продолжение процесса климатических изменений и война в Йемене имеют широкие региональные и международные последствия.

В годовщину окончания Второй мировой войны следует бросить взор в прошлое и еще раз извлечь уроки из пережитого опыта. Нынешний год также совпадает с 70-й годовщиной основания ООН. Данная организация была создана на основе  обязательства по спасению будущих поколений от несчастий войны. Цели и принципы, записанные в Уставе ООН, в том числе расширение дружеских отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и права на определение своей судьбы, укрепление международного мира, достижение международного сотрудничества для урегулирования международных проблем в связи с экономическими, социальными и культурными аспектами жизни человечества, распространение и поощрение уважения к правам человека и фундаментальным свободам по-прежнему остаются основными источниками тревогам и главными связующими моментами для людей во всем мире.

1 (2).jpg

Конечно, по прошествии семидесяти лет, прошедших со дня основания ООН, ощущается потребность в обновлении структуры и правил этой организации, поскольку она была сформирована в соответствии с условиями, сложившимися после Второй мировой войны и в период холодной войны. В связи с изменением международной атмосферы, преобразованием отношений между странами и увеличением количества членов в сегодняшних условиях и, особенно, неэффективностью этой организации в урегулировании международных вопросов в течение двух прошедших десятилетий, необходимость внесения изменений в эту структуру ощущается многими членами ООН и многими международными правоведами и политологами. Будем иметь в виду, что во многих случаях, когда военные агрессии некоторых государств встречались с реакцией со стороны ООН, либо с правом вето, структура Совета Безопасности в качестве важнейшего практического столпа, решения которого должны быть обязательными, имела многочисленные недочеты и препятствовала достижению целей, описанных в Уставе ООН и прочих международных договорах и законах.

Обновление структуры и правил ООН также имеет большое значение в плане того, что прекращение надежды на эффективность этой организации считается опасным для ее сущности и будущего. В случае отсутствия надежды страны будут искать другие институты или пойдут за сверхдержавами для обеспечения своих прав. Этот процесс как не пойдет на пользу нынешним структурам, так и не станет гарантом справедливости новых методов, тогда как международная договоренность о реформировании ООН может привести к большей эффективности и большему доверию к этой структуре.
Защита государственно-национальных обязательств в рамках международного и гуманитарного права является еще одним из постоянно необходимых условий для сохранения мира и международной безопасности. Причиной значительной части нынешних примеров нестабильности на Ближнем Востоке является ослабление национальных государств. Несостоявшиеся государства (Failed States) сталкиваются с опасностью увеличения политического и криминального насилия, отсутствием контроля над границами, распространением племенной, религиозной, языковой и культурной вражды, гражданскими войнами, использованием террора против граждан и организаций и недостаточной или слабой инфраструктурой, высоким уровнем коррупции, высоким уровнем смертности и сокращением продолжительности жизни, нехваткой продуктов питания и возможностью голода. Вспомним тот факт, что национальные государства многие годы были главной опорой мирового порядка и стабильности, и они по-прежнему в состоянии играть эту роль. Поэтому следует предотвратить ослабление института национального государства в качестве единственного официального субъекта современного международного права и оказать поддержку главной опоре национально-государственного порядка, то есть международному праву.
Обязательство по отказу от применения угрозы и использования силы в международных отношениях также может быть гарантом мира и стабильности. Войны и вооруженные конфликты могут привести к радикализму и распространению экстремизма и насилия и стать препятствием для развития и процветания человеческого общества. Войны и военные столкновения, кроме производства расходов и напряженности и разрыва социально-экономических жизненных связей граждан, не имеют никакой пользы. Поэтому государства-члены ООН должны в процессе совместного сотрудничества противостоять вызовам и угрозам, которые подвергают опасности мир и международную безопасность.
Вопреки многочисленным восхвалениям мира и широкой критике войны, то, что существовало в реальном мире, в большей степени являлось войной и насилием. Нам надо усилить роль образовательных и медийных институтов в деле увеличения общественной осведомленности об опасности, которую несет с собой нетерпимость, в направлении предотвращения распространения национальной, расовой или религиозной ненависти. Должно получить распространение стремление к миру и миролюбие, и диалог о мире должен превратиться в дискурс мира. Следует более широко внедрять представление о ценности мира и безопасности в качестве главных основ для достижения социального прогресса и устойчивого развития. Упражнения в терпимости, уважении и поддержке фундаментальных прав и свобод всех людей, изучение и осознание других и большее распространение понимания и уважения между цивилизациями, культурами и религиями могут стать прочными устоями каждого общества и основой для установления мира.
Будем иметь в виду, что терроризм существовал всегда, но сегодня, с получением доступа к новым технологиям, он приобрел ужасающие масштабы. Инструменты войны с терроризмом применяются в условиях, когда значительная часть террористических актов и террористической деятельности являются продуктом воинственности и завышенных требований западных держав. Необходимо противостоять терроризму, насилию и экстремизму в их различных формах. Экстремизм вместе с насилием во всех их формах и проявлениях не могут и не должны быть отнесены ни к одной из религий.

e362027503dc842713594c526b7577f1abf5281b22444d539e7f24c50fba154e.jpg

Ошибочное и экстремистское мышление – это только один из путей, ведущих к насилию. Неразвитость и неудовлетворенные материальные потребности, безработица, нищета, отсутствие средств к существованию и потеря надежды на терпимое и достойное будущее также являются почвой для стремления к насилию.

Контроль и запрет на распространение вооружений – это еще один из уроков, который должен быть принят во внимание мировым сообществом для недопущения повторения горьких событий прошлого. В рамках ООН и приданных ей специализрованных агентств были подготовлены и приняты многочисленные документы в области запрета на производство и распространение оружия массового уничтожения. Все страны должны, придерживаясь недискриминационных взглядов, соблюдать свои обязательства в рамках этих документов, и обязывать страны, не являющиеся членами, также стать участниками подобных механизмов.
Принимая во внимание мои обязанности в качестве посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации, я также остановлюсь на ряде вопросов, касающиеся двухсторонних отношений.
Ирано-российские отношения в политической области за последние два года получили хорошее развитие. Распространение экстремизма на Ближнем Востоке, которое усилилось благодаря поддержке, оказанной некоторыми западными державами и региональными игроками террористическим группировкам в Ираке и Сирии, воюющим против легитимных и законных правительств этих стран, потребовало консолидации стран, желающих сохранения мира и стабильности в регионе Ближнего Востока. В этих рамках Исламская Республика Иран и Российская Федерация продвигали свое сотрудничество по Ираку и Сирии на основе таких принципов, как «не оказание поддержки террористическим и экстремистским группировкам», «решительная политическая поддержка законных правительств в Сирии и Ираке», «несогласие с военным вмешательством», «предотвращение распространения сирийского неспокойствия на соседей»  и «поддержка диалога между внутренними политическими группами».
ности на Ближнем Востоке, и требуется, чтобы координация двух стран в этой области была расширена.В отношении швейцарского заявления по ядерному вопросу и перспективах достижения ядерного соглашения Ирана с «шестеркой» я констатирую, что
Исламская Республика Иран и Российская Федерация с учетом имеющегося у них понимания потенциалов региона и широких связей, которые они издавна имели со многими арабскими странами, на практической и реалистичной основе, с целью оказания позитивного влияния на ближневосточные события и противодействия терроризму и нестабильности в этом регионе, могут наметить более широкое сотрудничество. Создана почва для более сильного партнерства Ирана и России в этом регионе, особенно, с учетом негативного мнения большинства людей на Ближнем Востоке об американском вмешательстве.

В последние недели к проблемам Ближнего Востока добавилась война в Йемене. Ответственные лица в области внешней политики Исламской Республики Иран и Российской Федерации представили относительно схожие принципы для урегулирования йеменского вопроса и, в частности, констатировали необходимость прекращения войны и военных нападений и осуществления диалога между различными йеменскими группировками для принятия решения об определении будущих политических рамок Йемена. Обе страны знают, что создание вакуума власти и появление условий, сходных с весьма плохой и плачевной ситуацией в Ливии, станет еще одним ударом по миру и стабильИсламская Республика Иран с самого начала объявляла о своей цели получить доступ к мирному использованию ядерной энергии, и переговоры, которые, особенно, в течение последних двух лет проходили с большей интенсивностью, демонстрируют решимость и серьезную волю ответственных лиц ИРИ, направленную на создание доверия на этом пути. В настоящее время сформированы большие возможности для достижения всеобъемлющего соглашения и мирного разрешения этого надуманного кризиса, и я полагаю, что содействие достижению данной договоренности в формате «выигрыш – выигрыш» может послужить прецедентом и хорошим способом для мирной отмены деспотического режима санкций, и в будущем такая же перспектива предстанет и перед остальными странами, находящимися под санкциями. Достижение всеобъемлющего соглашения также может устранить препятствия на пути развития и расширения торгового сотрудничества с дружественными странами, в частности с Россией, и создать почву для усиления политического сотрудничества в ближневосточном регионе и Организации Шанхайского сотрудничества. Решение России относительно снятия запрета на поставку противовоздушных комплексов С-300 подтверждает линию Москвы на поддержку процесса ликвидации иранских санкций.


559b41efa565ae096b067e529c0293bb6f50c93e055158932deed621f9388844.jpg

В экономическом плане сотрудничество между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией также находится в состоянии развития. Крупный торгово-экономический договор и документы о сотрудничестве по строительству новых АЭС в Иране являются примерами важных шагов в этом направлении. Выдача разрешения на экспорт морепродуктов из Ирана в Россию, нахождение способов для устранения проблемы банковских и финансовых обменов  и усиление сотрудничества между различными экономическими секторами, начиная с нефтегазового и заканчивая транспортным и сельскохозяйственным, а также между научно-технологическими секторами, увеличивает надежду на подъем уровня деловых обменов между двумя странами. Обе страны обладают весьма широкими потенциалами, которыми можно воспользоваться для большего сближения двух соседей и обеспечения мира и большей стабильности в регионе.

Рубрики:

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
ext_2875914
Apr. 29th, 2015 02:16 pm (UTC)
Благодарю за интересную статью. Вещи называются своими именами, да и тематика актуальней некуда.
Несмотря на то, что по первому образованию политолог, я ситуацию вижу несколько по-другому. Да, с одной стороны давно назрели перемены как в самой ООН, так и в ее уставе. В то же время ситуация в мире в определенном смысле катастрофична, так как ООН вроде себя и изжила. Как говорится - нет ни желания, ни возможностей. Тотальное несоблюдение международного права и принципов невмешательства в дела суверенных государств происходит с завидной регулярностью. Примеров столько, даже перечислять незачем. Когда США нужно влезть в какую-то страну, а им это нужно очень часто, право идет абсолютно побоку. К сожалению, Европа пошла вслед за Америкой, по пути игнорирования права. Создание якобы управляемого хаоса оказалось вещью очень заразной. Здесь как раз к месту вспомнить термин из выступления доктора Санаи - "Failed States". Сегодня, по большому счету, таких государств достаточно, спасибо США. Это в 21-м веке. Т.е. развитие идет не путем мирного процветания, а возвращаясь во времена колонизации. Просто колонизация сегодня приобрела иную форму. Если бы Европа имела мозги, объединилась бы с Россией, тогда были бы неплохие шансы поставить США на место и пытаться построить многополярный мир с хорошими шансами на настоящее развитие. Но нет, продолжают и продолжат попытки свалить власть Путина. При этом последствий никто знать не может даже близко - это не времена про-западных Горбачева и Ельцина, успешно разваливавших Россию.
ИРИ в очередной раз говорит об отказе от применения угроз и использования силы в международных отношениях для достижения мира и стабильности. Посмотрим, как сложится ситуация вокруг иранской ядерной программы. В позитив-то хочется верить :)

Роберт, "Барадаран-наме", Рига
( 1 comment — Leave a comment )